7 ПРИНЦИПОВ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» - КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Жакупбекова Айгерим Жоламановна

Заместитель директора по УВР,

КГУ «Карагандинский технико-строительный колледж», г. Караганда

 

 

"Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества."

Теодор Рузвельт

 

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

 

В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана подчеркнуто: «...важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие».

И 7 принципов национальной идеи «Мәңгілік Ел», как раз таки отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

 Обращение Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ». Это Послание творчески раскрывает и развивает уникальные по масштабам задачи «Стратегии «Казахстан - 2050». В теме Послания мы видим отчетливую политическую преемственность с выступлением Главы государства на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»:  один народ - одна страна - одна судьба». Это глубоко закономерно и объективно обосновано последовательностью политического курса нашего национального Лидера, Президента Казахстана, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева на построение стабильного и процветающего Казахстана, создание  общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана, в котором была провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы Независимости.

В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования. И если взять за основу 7 принципов национальной идеи «Мәңгілік Ел», то исходя из каждого принципа можно построить свой алгоритм действий при организации воспитательной работы в организации образования с помощью приема «фишбоун».

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Я для построения своего алгоритма действий использую схему Фишбоун немного по-другому: каждая косточка в схеме фишбоуна будет символизировать один из принципов национальной идеи и развитие определенных ценностей и целей воспитания подрастающего поколения. А хвост и голова будут символизировать учащегося в начале обучения и учащегося в конце обучения, т.е. полученная личность в итоге реализации алгоритма действий.

1-принцип: Мәңгілік ел – это Независимость и Астана, развитие патриотизма. Нижняя конечность будет символизировать развитие определенных ценностей у учащихся, кем это будет реализовываться и каким образом. В нашем случае, реализаторами будут кураторы и педагоги, путем проведения занятий, кураторских часов, внекласных мероприятий. Верхняя же конечность будет символизировать помощь извне, т.е. за пределами организации образования. Исходя из 1-принципа, это будут – представители войнских частей, ОВП, партий, ветераны. Взаимодействие будет реализовываться путем проведения круглых столов, бесед, встреч, экскурссии в Карлаг.

2-принцип: Мәңгілік ел – это устойчивый экономический рост на основе инноваций, развитие чувств толерантности, единства, ответственности. Реализаторами будут кураторы, педагоги, заместитель директора по УВР, путем проведения занятий, кураторских часов, тренингов, совместных игр. Помощью извне будут оказывать родители, представители ассамблей народов Казахстана; путем проведения встреч, лекторий, родительских собраний, совместных мероприятий.

3-принцип: Мәңгілік ел – это Светское государство и Высокая Духовность, развитие нравственно-духовного воспитания. Реализаторами будут кураторы, педагоги, учителя самопознания, путем проведения занятий, кураторских часов, бесед, тематических встреч. Помощью извне будут представители религиозных конфессий, путем проведения встреч, семинаров, экскурссий.

4-принцип: Мәңгілік ел – это Общенациональное единство, мир и согласие, развитие экологического воспитания. Реализаторами будут кураторы, педагогиғ учителя биологии и химии, путем проведения внекласных мероприятий, разведением зеленых уголков, походов. Помощью извне будет участие в реализации программы «Жасыл ел».

5-принцип: Мәңгілік ел – это Общество Всеобщего Труда, развитие трудолюбия, чувства взаимопощи, командного духа. Реализаторами будут кураторы, педагоги, мастера производственного обучения, путем производственного обучения. Помощью извне будут социальные партеры, путем организации производственной практики, реализацией опыта НИШ по организации производственной практики для учащихся.

6-принцип: Мәңгілік ел – это общность Истории, Культуры и Языка, развитие полиязычия, политкультурности, знания своих корней. Реализаторами будут кураторы, педагоги, учителя истории, филологи, путем проведения дополнительных занятий по изучения языков, истории, факультативов. Помощью извне будут центры развития языков, участие в образовательной программе «Серпін-2050» по обмену студентов, путем проведения курсов, участия в работе волонтерских движений, совместных мероприятий.

7-принцип: Мәңгілік ел – это Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем, развитие конкурентноспособной и востребованной на рынке труда личности. Реализаторы кураторы, педагоги, психологи, социальные педагоги, мастера, путем проведения обучающих семинаров, тренингов, дополнительных занятий. Помощью извне будет участие в региональных и международных проектах, таких как EXPO, WorldSkills-Karaganda, WorldSkills-Kazakhstan.

Даже самый большой путь начинается с маленького шага – гласит восточная мудрость. Казахстанский путь успеха и стабильности начинался именно с таких маленьких шагов. Я надеюсь, что в дальнейшем этот алгоритм будет использован в качестве отдельно применяемого методического приема, либо выступать стратегией како-либо направления.

 

Литература

 

1.        www.akorda.kz: Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»

2.        www.inform.kz: Обращение АНК «7 принципов «Мәңгілік ел» отражают базовые ценности развития, общность интересов и историческую судьбу народа Казахстана»;

3.        altaynews.kz: Национальная идея «Мәңгілік ел»;

4.        Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net