Формирование трудовых умений и навыков у детей с ТИН (тяжелая интеллектуальная недостаточность)

Мусралимов Марат Шурманович, инструктор по труду

КГУ «Психоневрологическое медико-социальное учреждение для детей Карагандинской области»

 

 

Труд для детей с ТИН имеет большое значение. В процессе знакомства со свойствами и качествами материалов, назначении инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций  у детей развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

 

Главными задачами трудового воспитания детей с нарушением интеллекта являются: воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда.

В ПМСУ при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе обучения. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.

  1. Ручной труд.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.

Дети, проживая в условиях ПМСУ, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. При этом инструктор по труду всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности воспитанников, всегда помогает им, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по «дому», а также на территории ПМСУ.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно только при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Выполнение большей части поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива для детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако инструкторы по труду используют на занятиях совместные формы труда для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, психомоторного развития, восприятия. Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Воспитанник с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой и общей моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net