ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Корнеева В.В.

Воспитатель

Мини-центр «Бөбек» при КГУ «ОСШ № 20»

 

        На сегодняшний день проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».

 

       Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан  и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права  на образование и творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными  возможностями сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее  образование. Сегодня большинство инвалидов получает среднее образование  или в спецшколах и интернатах, или на дому.

      Эксперты говорят о слабой правовой информированности среди родителей. Не многие помнят, что в пакете социальных услуг, гарантируемых  государством своим гражданам, право  на образование является одним из важнейших. В соответствии с Конституцией РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет право на обязательное и бесплатное среднее образование, включающее начальную, основную и старшую ступени общего среднего образования. Вместе с тем реальная ситуация гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава  детей из социально уязвимых и  маргинальных групп.

      Детей с инвалидностью можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские  сады и школы. Это называется - инклюзивное образование. Когда ребенок с ограниченными возможностями учится вместе со здоровыми ребятами. Основная задача, стоящая  перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

     Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения  «особого» ребенка. Родителям необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания, общения с ребенком. Ребенок инвалид требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию.

     Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:

v  инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;

v  инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению;

v  инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.

v  инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.

 

     Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации системы образования, ориентированным на формирование условий доступности качественного образования для всех. Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения качественного образования, социальной адаптации и интеграции в социуме. Развитие инклюзивного образования с конца прошедшего столетия стало ведущим ориентиром образовательной политики многих развитых стран мира: США, Великобритании, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Италии, Австралии и др. Дети с психофизическими нарушениями и отставаниями в развитии в этих странах успешно обучаются совместно с нормальными сверстниками в общеобразовательных организациях, в которых для их развития и социальной адаптации созданы соответствующие психолого-педагогические условия. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования разработаны согласно основополагающим международным документам в области прав человека, с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования и приоритетных задач развития казахстанской системы образования.          

      Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс или группу. Массовый набор детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов невозможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе. 

У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.  

 

Список использованной литературы

  1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.В. Башаева.– Ярославль, 1988. - 240с.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. – М., 1968. – 56с.
  3. Монтессори, М. Антология гуманной педагогики [Текст] / М. Монтессори. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224с.
  4. Монтессори-материал. Ч. 1[Текст]/ Школа для малышей.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net