Патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

Иманбаев Рустам

г.Караганда КГУ СОШ №5 Преподаватель-Организатор НВП

 

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим совершениям и достойным страницам прошлого.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие казахстанской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

                 Быть патриотом своей страны - всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.

         Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен , направлен на реальные объекты.

         Казахстан государство с полиэтничной и проликонфессиональной общественной структурой стремится к созданию единой идеологии, основанной на патриотизме, любви к своей земле. Это достаточно сложная задача, требующая последовательности, целостности и сохранения единства и общественного согласия.

         Формированию и укреплению патриотизма подчинена Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, цель которой формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания. 

         Основным приоритетом национальной идеологии Казахстана, на наш взгляд, является способствование государственной власти проводить политику реализации основной стратегической конституционной задачи - «утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими цен-ностями которого является человек, его жизнь права и свободы»

         Кроме того, задача патриотического воспитания молодежи заключается в том, чтобы показать подрастающему поколению смысл, содержание и цели действующих в Казахстане религиозных объ-единений. Необходимо создание новой системы воспитания казахстанского патриотизма. Пропаганда национальной идеологии, воспитания казахстанцев при помощи стимулирования развития национальных культур, языков, обычаев и традиции, воспитания национального патриотизма на примере исторического сознания казахского и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Такая идеология будет способствовать решению проблем укрепления политической независимости Казахстана, этнополитической и этнокультурной общности казахстанцев, нравственного, физического и экологического оздоровления населения. Она активно выступает против шовинизма, сепаратизма, национализма, проявлений трайбализма и национальной замкнутости. Важно, чтобы государственная идеология выступила в качестве оздоровляющей духовной силы во всех сферах жизни казахстанского общества.

         Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки "не имеют ничего святого за душой", не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде - наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бывают настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.

         Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

         Суверенное государство – Республика Казахстан, осуществляя задачи демократического строительства, последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику. Вместе с тем оно принимает необходимые меры для дальнейшего укрепления обороны страны и боевой мощи Вооружённых Сил РК, развития дружбы народов и боевого сотрудничества с другими государствами. В основном законе, Конституции Республики Казахстан определено, что защита суверенитета и территориальной целостности РК осуществляется её Вооружёнными Силами.

            Дело защиты нашей Родины – дело всего народа РК. В законе «Об обороне и Вооружённых Силах РК» указывается, что защита Отечества и служба в Вооружённых Силах является Конституционной обязанностью и долгом граждан РК перед народом и государством.

            В «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» отмечено, что одной из характерных черт современного этапа развития общего среднего образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу, казахстанскому патриотизму.

            В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания школьников. В настоящее время эта проблема активно обозначена во всех школах республики.

         Практика показала, что зачастую сегодняшние призывники – это юноши, употребляющие алкоголь и наркотические средства, имеющие приводы в милицию. Юноши психологически и морально не подготовлены к службе, результатом чего является уклонение от службы, самовольное оставление воинских частей, дезертирство, и самое страшное – суициды.

            Следующей проблемой является здоровье и физическая подготовка детей. Так, при прохождении приписки в горвоенкомате медицинское обследование констатирует, что лишь 40% юношей из 100% признаны годными к строевой службе. Такой низкий показатель приводит к выводу о том, что в скором будущем некому будет служить в Вооружённых Силах.

            Всё это результат того, что недостаточное внимание уделяется в школах военно-патриотическому обучению и воспитанию. Так, в течение 10 лет в школах отсутствовала начальная военная подготовка как предметная дисциплина. Но, согласно совместного приказа Министерства образования и науки, Министерства обороны и Комитета РК по чрезвычайным ситуациям предмет вновь введён в инвариативную часть учебных планов.

         Тщательно анализируя на теоретическом уровне научную литературу по решению этого вопроса, приходим к выводу по двум основным вопросам:

1.фактически не разработана модель работы по патриотическому

   воспитанию;

2.не определено состояние уровней формирования военно-

   патриотического воспитания учащихся.

            Несомненным фактом является то, что в последнее время наше общество осознает необходимость патриотического воспитания, всю его важность в становлении подрастающего поколения.

            Таким образом, налицо противоречие между запросом общества на формирование физически здорового выпускника - юного гражданина, патриота своей Родины и недостаточным уровнем организации военно-патриотичесого воспитания в образовательных учреждениях.

            Военно-патриотическое воспитание – один из многогранных и сложных этапов. Поэтому зачастую его стараются свести фрагментарным мероприятиям. Такой подход в работе обречён на провал. Деньги, время, мастерство учителя надо вкладывать не в проведение бессистемных мероприятий, а в систему работы в данном направлении.

            Учебно-воспитательный процесс школы имеет большие и реальные возможности для формирования патриотической воспитанности школьников. Широкий спектр различных средств, форм и методов обучения и воспитания позволяет целенаправленно и эффективно организовать работу. Поэтому автор опыта обратился к отработке, а позже к приведению в определенную систему основных направлений в работе по военно-патриотическому воспитанию

            Основу учебного процесса по НВП составляет диалектическое единство обучения и воспитания в их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновении. Через занятия НВП и внеклассные мероприятия школа вносит заметный вклад в обучение и воспитание достойного пополнения Вооружённых Сил, в дело защиты Отечества.

                Военно-патриотическое воспитание молодежи является важным звеном в становлении молодой личности гражданина и патриота Республики Казахстан. В казахстанской системе образования ему  придано   ведущее  значение.   В   связи с  этим  военно-патриотическое  воспитание в Степной средней школе находится под постоянным контролем со стороны администрации.

         Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

         В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

         Военно–патриотическое воспитание молодежи в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в современном обществе.

         На основании программы составлены мероприятия, направленные на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, НВП,  и др. учителя  вносят вклад в развитие  активной  жизненной позиции личности, обучают приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывают  уважительному и толерантному отношению к культуре и традициям других народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны. Дают представление  о  принципах и ценностях  современного демократического, гражданского общества, о взаимосвязи  школы, семьи и окружающей среды. Организация и проведение школьных мероприятий, участие в городских акциях, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции учащихся, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.

         За последние годы способствовало немало факторов: усиленное  обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития Казахстана, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла стать базовой в деле такого воспитания.

         Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооруженных Сил Республики Казахстан, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к Казахстану, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РК, утверждённая законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РК "О воинской обязанности и военной службе".

         Прежде чем приступить к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

  1. участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи;
  2. воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите;
  3. изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  4.  участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества;
  5. передача и развитие лучших традиций воинства;
  6. противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде;
  7. физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;
  8. участие в подготовке учащихся к военной службе.

                   Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания. Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием. При составлении проекта плана, работают в тесном взаимодействии с директором  школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, необходимо учитывать рекомендации ОДО, общественных организаций. Только после этого план предоставляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

         На занятиях по НВП учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооруженным Силам.

         На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

         Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

         На занятиях должна быть введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся. То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сыновей Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.   

 

Список литературы:

1. www.zakon.kz

2. articlekz.com

3. www. parlam.kz

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net