РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Туспекова Ермек, учитель русского языка и литературы

КГУ « Общеобразовательная  школа им.А.Маргулана»

Карагандинская область Бухар-Жырауский район с. Петровка

 

 Приблизиться к цели - еще не значит достигнуть ее:

не дойдя одного шага, можно встретить пропасть,

которую не перейдешь.

Луи Огюст Планк, французский политический деятель

В условиях обучения по обновленным программам каждый педагог при разработке любого урока превращается в стратега, тактика, артиста, организатора, координатора, консультанта, гаранта. Этот набор различных ролей учителя обусловлен его главной, как мне кажется, функцией – научить ребенка учиться, потому что от этих знаний зависит его будущее, будущее страны.

Общество ставит перед нами, педагогами, новые задачи, которые мы должны выполнить. Но настоящий учитель никогда не забывает, что наряду с процессом обучения идет непрерывный процесс воспитания, который, пожалуй, важнее полученных теоретических знаний, так как формирует душу ребенка, учит его бороться с препятствиями и барьерами, осознавать свои ошибки и исправлять их, при этом не терять своей мечты, веры в успех.

 

При планировании урока во главу угла необходимо ставить интересы и потребности учеников, так как главная цель школы – подготовить учеников к жизни в социуме, а это возможно лишь тогда, когда мы знаем, чего хочет ученик, его цели, круг его интересов, его возможности и способности к обучению.

  Я считаю, что настоящий учитель не должен забывать, что перед ним сидят живые существа со своими проблемами, трудностями, заботами, тревогами, ожиданиями. И от того, как будет чувствовать себя на уроке ученик, зависит успешность или провал урока, потому что  хороший урок получится при  соблюдении трех факторов – это эмоциональная, физическая и психологическая безопасность учащихся. Только чувствуя себя в комфортных условиях, ребенок будет участвовать в процессе обучения, будет в каких-то ситуациях организатором, генератором, исследователем, аналитиком, критиком. Мнение каждого ученика заслуживает внимания, а при необходимости – и поощрения. От учителя требуется создать условия для ситуации успеха.

Я уверена в том, что внедрение в практику преподавания и обучения идей обновленного содержания образования качественно изменит обучение, потому что учитель во главу угла будет ставить интересы, потребности детей, а сам будет выполнять роль фасилитатора, консультанта, координатора.

На каждом уроке ребенку нужно создавать условия для самореализации, самообучения, так как, только понимая смысл работы, степень важности ее для себя, ученик в зоне ближайшего развития сможет реализовать свои возможности в обучении, разработать пути решения учебных задач.

Опыт все больше и больше убеждает нас в том, что самостоятельное обучение, саморегуляция возможны при соблюдении социального, эмоционального, мотивационного и когнитивного аспектов, потому что это необходимые условия для успешной работы на уроке, и они, а это доказано специалистами, предопределяют успешность учебного процесса.

Три составляющие саморегулируемого обучения:

- самонаправленность в процессе работы над заданиями;

- самостоятельное определение учеником проблемы и цели;

- самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

«Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе – ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому...», - писал профессор А.К. Дусавицкий.

На уроках в среднем звене (5-7 классы) прямо в рабочих тетрадях по русскому языку я разрешаю детям рисовать цветными карандашами. Поверьте, это имеет огромный успех и вовлекает детей в мир изучения правил русского языка! Мир становится ярче, красивее, и трудные орфограммы уже не кажутся скучными и непреодолимыми!

Как я думаю, ученик, обладая навыками саморегуляции, в первую очередь должен осознать цель, что от него требует учитель на уроке и общество в целом. Далее, в зависимости от понятой цели, ему надо продумать план действий и предусмотреть условия, чтобы достичь этой цели. И в результате образуется некая учебная деятельность ребенка на уроке, когда он составит программу действий, способов и средств для того, чтобы ее осуществить.

Главное, что я пытаюсь донести до них, – это то, что на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения. Например, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Союз – служебная часть речи. Повторение и закрепление» планируя содержание  урока, опираясь на собственные наблюдения и размышления о формах и видах работы на уроке, я вновь пришла к выводу, что совместно разработанные задачи урока, ключевые идеи и стратегии реализации их на практике, саморегуляция  учеников  предопределяют успех урока.

  На данном уроке по названию темы предлагаю ученикам определить цели. Меня приятно удивило, что дети достаточно активно, ясно смогли сформулировать то, что должны закрепить на уроке:

1) умение  определять в предложении союз;

2) умение  определять виды союзов и их правописание;

3) умение  оценивать  свои ответы и ответы одноклассников по разработанным критериям.

Как сказал один из теоретиков философии критического мышления  Кен Гудман, учитель – это посредник между знаниями и детьми, разработчик программы, учитель – это освободитель (дает ученикам возможность учиться самим). «Критическое мышление по отношению к учащимся представляет собой способность синтезировать информацию и идеи, выражать суждения об их достоверности и относительной важности, делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других »

(«Программа», Третий базовый уровень, с.62).

Я считаю, что для достижения результата на уроках русского языка (слушание и говорение, чтение и письмо) опрос-беседа способен активизировать мышление учащихся, помогает проверить уровень понимания, знаний и умений учеников, активизировать в памяти изученное, анализировать и делать выводы, давать оценку событиям, героям. Опрос – это способ сфокусировать направление и определить цели дальнейшей работы. На уроке, создав условия для развития  критического  мышления детей, учитель наблюдает движение от оценки детьми настоящего положения дел через анализ, объяснения к интерпретации полученных результатов, то есть к решению проблемы.

Попытаюсь на последующих уроках показать реализацию цепочки «что изучали? – как изучали? – результаты – рефлексия (изменения, дальнейшее планирование)».

«Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ» ( С. Вольф, Р. Александер, 2008 – «Руководство для учителя, с.156).

Роль спикеров на этом уроке была дана более успешным ученикам – они оказывали помощь другим в группе, то есть находились в зоне ближайшего развития учащихся. Я считаю, что спикером может быть каждый желающий – это будет способствовать формированию лидерских качеств детей, поднимет планку самооценки, придаст уверенности в обучении.

   Важными «звездами» урока я считаю:

1. Благоприятную коллаборативную среду: ученик полностью чувствует себя в безопасности, не боится трудностей при изучении темы, ощущает поддержку одноклассников и учителя.

2. Это возможность на уроке развивать критическое мышление детей в разных ситуациях (во время работы в парах, в группе, устно отвечая на вопросы учителя). В проблемной ситуации, когда нужно было распределить союзы  по группам, учащиеся должны были анализировать, сравнивать, делать выводы, тем самым повышая свой уровень мышления от низкого к более высокому. 

3. Выявить лидерские качества учеников, способных управлять процессом обучения в группах, вовлекая всех учеников в решение поставленных задач.

Таким образом, мы видим, что сотрудничество учителя и учеников на уроке должно строиться с учетом требований госстандарта и учебной программы, но первостепенное значение имеет благоприятная учебная среда, интересы ребенка, целеполагание и способы и средства достижения целей урока.

 

Использованная литература:

 1. З.К. Сабитова. Русский язык. Учебник для 7 классов общеобразовательных школ. – Алматы: «Мектеп », 2017.

 2.Веккер Л.М. Психические процессы.- СПб.: издательство Ленинградского университета, 1974.- http: www. twirpx. com/ file/ 390986/

3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

4.Саморегуляция учащихся. Л.С. Огарецкий - http:www.solncesvet.ru

 

                                                     

 

 

 

 

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж