ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Елфимова Наталья Викторовна

КГУ «Специальная школа интернат №9» г.Сарань

                                                                                          

В условиях модернизации системы образования Казахстане проблема совершенствования деятельности учителей по повышению профессиональной компетентности является наиболее острой. Новшества в системе образования, прежде всего, связаны с особенностями личности учителя. Повышенный интерес обусловлен сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, необходимостью подготовки специалистов с прочно-сформированными потребностями в профессиональном самообразовании, способных к саморазвитию и полноценной самореализации в избранной профессии.

 

На первый план выходит признание важнейшей роли в образовании личности педагога с ярко выраженной индивидуальностью, с её правом на выбор и ответственностью. Существующая ныне система повышения квалификации учителей требует значительной трансформации. Интеграция науки, образования и производства влияет и на последипломное образование, к основным функциям которого относятся: компенсаторная, адаптационная, корректирующая, развивающая, инновационная, интегративная. Как показывают современные исследования, система повышение квалификации в большей мере ориентируется на первые три функции (они в основном относятся к подготовке и переподготовке) и в меньшей мере на - развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного профессионального и общекультурного роста.

Ведущей тенденцией образования является переход от знаниевой к личностной парадигме. . В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В этой связи специфика проблем современного периода определяется необходимостью освоения учителем нового профессионального опыта, преодолением стереотипов традиционных способов педагогической деятельности.

Проблема развития профессиональной компетентности учителя школы на сегодня далека от своего окончательного решения и требует активного поиска решений.

Анализ педагогической и психологической литературы позволил сделать вывод, что профессиональная компетентность учителя как подструктура личности имеет интегративный, конкретно-исторический характер и служит показателем уровня квалификации специалиста. С этих позиций профессиональная компетентность учителя современной школы определена, как готовность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

С целью выявления условий педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя школы был изучен отечественный и зарубежный опыт решения проблемы. Как отмечают исследователи, в связи с модернизацией стратегии образования необходимо изменение содержания и форм повышения квалификации учителей. Личностно-ориентированная модель педагогического содействия предназначена для реализации в системе повышения квалификации и включает в себя цели (социальный заказ), этапы, содержание, методы, средства, формы взаимодействия преподавателей слушателей, мониторинг профессионального развития.

В данной работе выделены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия содействия развитию профессиональной компетентности учителя:

а) перевод преподавания с информирования на соуправление развитием личности

б) направленность процесса обучения на развитие педагогических умений учителя

в) мотивирование педагога в процессе повышения квалификации к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

Как показывает опыт, что стратегическим направлением реализации педагогических условий в процессе повышения квалификации является создание развивающего пространства, которое предполагает а) изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности обучающихся, раскрепощения личности в учебном процессе создания ситуации свободного выбора через использование технологии педагогических мастерских и тренингов, б) насыщение обучающей среды носителями организованной рефлексии (опросники, тесты, тренинги т.п.); в) расширение возможностей компетентного выбора каждым педагогом различных образовательных направлений; г) участие учителей разработке инновационных проектов; д) признание профессионального самосовершенствования специфическим видом профессиональной деятельности; е) создание предпосылок для развития потребностей и мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Проблема педагогического содействия учителю школы в развитии профессиональной компетентности в системе повышения квалификации сложна и многогранна. В настоящем времени рассматривается её процессуальный аспект, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрении профессиональной компетентности учителя как объекта педагогической деятельности и управления.

Специфика педагогического содействия учителю в развитии профессиональной компетентности в условиях системы повышения квалификации заключается в организации совместной деятельности педагогов и преподавателей, направленной на рост, становление и интеграцию профессионально-педагогических умений.

1 Педагогическое содействие учителю современной школы и развитии профессиональной компетентности рассматривается процесс взаимодействия деятельности учения и преподавания, направленный на развитие теоретической, практической и мотивационно-отношенческой готовности педагога.

2. Личностно ориентированная модель педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя обусловлена, с одной стороны, структурными компонентами педагогического процесса, среди которых профессиональная компетентность является системообразующим элементом, а, с другой - динамикой овладения учителем педагогическими умениями в соответствии с ее генезисом.

3. Эффективность педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя школы зависит от реализации следующих педагогических условий: а) перевод преподавания с информирования на соуправление развитием личности педагога; б) направленность процесса обучения на развитие педагогических умений учителя школы; в) мотивирование педагога школы в процессе повышения квалификации к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию,

В связи с этим нужно учитывать требования к организации курсов повышения квалификации учителей школ, основанные на следующих принципах:

а) изменение профессиональной среды;

б) проблемное комплектование курсов;

в) создание инновационной среды.

Данная работа посвящена теоретическим практическим совершенствования деятельности учителя начальных классов школы по повышению профессиональной компетентности.

Профессиональное развитие учителя связано с совершенствованием у него профессионально-педагогической готовности, предполагающей формирование мотивационно-ценностного отношения личности к педагогической деятельности, теоретической и практической готовности учителя и охватывающей в широком контексте весь спектр развития его личностных качеств. В качестве концептуально-методических предпосылок успешного повышения профессиональной компетентности учителя выступает системная работа руководителей школы с педагогическими кадрами и самообразовательная работа директора по совершенствованию управленческой культуры в частности и педагогической культуры в целом.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж