ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА – ПУТЬ К ЕГО ЗДОРОВЬЮ

Бочарникова НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА

 

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №52

имени академика Е.А. Букетова» г. Караганды

воспитатель класса предшкольной подготовки

 

 

 «…именно эмоциональные реакции должны составить

основу воспитательного процесса»

Л.С. Выготский

 

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы,  разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений, эмоциональной сфере ребенка, в отличие от его интеллектуального развития, не всегда уделяется достаточное внимание. Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

 

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Наша задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, большое внимание уделять, в умении общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением. В этой ситуации взрослые должны объединиться и обеспечить эмоциональный комфорт ребёнка, что способствует его здоровью в целом.

Почему я затронула именно эту тему, потому, что проблема эмоционального самочувствия ребёнка является одной из самых малоизученных, и поэтому в своей работе, я особое внимание уделяю именно эмоциональному здоровью детей. Ведь оно является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Хотелось бы обратить внимание именно на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, её сформированность является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, а с переходом на 12-летнее образование это является одним из основных условий. И насколько у ребенка будет развита эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, уверенность в преодолении трудностей, а так же, насколько он будет уметь предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько у него успешнее пройдет адаптация к школьному обучению, и тем успешнее он будет обучаться. Во-вторых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Есть важная особенность эмоционального развития 5-7 летнего ребёнка: все его эмоциональные проявления становятся чётким отражением поступков, которые в свою очередь имеют чёткую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует, старая и исключительно правильная формула криминалистики: «ищи кому выгодно». Перефразируя это выражение, справедливым будет говорить в отношении ребёнка: меняется настроение - ищи почему. Все эмоциональные проявления ребёнка именно в этом возрасте становится чётко и обоснованно мотивированными.

 Существует очень много игр и занятий  по коррекции эмоционально-волевой сферы, которые построены в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью в дошкольном детстве, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка является игра. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности, поэтому в свою работу включаю игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

В результате проведения занятий, дети овладевают мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Дети учатся с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа. Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент..

Полученные на занятиях умения и навыки дети используют в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх. У воспитанников появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других.

Большое внимание уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Беседуем о том, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Дети учатся избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций, и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение, расслабляться, которым учу детей, используя оригинальные методики и известные психологии тренинги расслабления, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводя эту работу с детьми, не забываю и про работу с родителями. Личность дошкольника формируется в семье. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются, родительская любовь и привязанность членов семьи к друг другу «Невроз ребёнка- это нервоз семьи». Поэтому необходимо тесно сотрудничать с семьёй, повышать уровень психологической культуры родителей, используя при этом консультации, рекомендации по развитию эмоционального мира ребёнка. Подключаю в работу психолога, используем анкетирование, тестирование, диагностику. Кроме этого провожу совместные мероприятия с родителями. Это позволяет раскрыть внутренний мир взаимоотношений в семье и оказывать необходимую помощь. Продолжая эту работу, будем стремиться воспитать социально уверенного ребёнка, готового к успешному обучению в школе. Хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика-Пресс, 1996.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  3. Запорожец А.В.,Неверович Я.З.,КошелеваА.Д. Эмоциональное развитие дошкольника «Просвещение» 1985г.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
  5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж