Актуальные вопросы преподавания информатики в условиях обновления

Бектыбаева Гульнар Шаймерденовна,
ст.преподаватель кафедры воспитания и социализации личности филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

 

Формирование четвертой  промышленной революции – объективная реальность сегодняшнего дня. Мы стоим у истоков преобразований, которые фундаментально изменят нашу жизнь, труд и общение. По масштабу, объему и сложности это явление не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества.

 

Сегодня еще только предстоит осознать всю полноту темпов развития новой революции: неограниченные возможности общества, в котором миллиарды людей связаны между собой мобильными устройствами, ошеломляющее сочетание зарождающихся технологических прорывов в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект и роботизацию, трехмерную печать, нано- и биотехнологии, квантовые вычисления. Четвертая промышленная революция, как имеющая творческое начало, ориентированная  на человека, станет неотъемлемой частью всех стран, экономических систем, людей [1].

Очерчивая круг задач, стоящих перед народом Казахстана, в своем  Послании Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил, что «повсеместное внедрение элементов Четвертой промышленной революции должно стать основным фактором. Это автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, обмен «большими данными» и другие [2].

Кардинальные изменения, которые происходят сегодня, связаны с неопределенностью, что предполагает высокий уровень готовности общества в целом и каждой отдельной личности к решению комплексных задач, вносящих значительные изменения в нашу жизнь и жизнь будущих поколений.  

Все новые достижения сегодня имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу цифровых и информационных технологий. Среди мегатрендов четвертой промышленной революции беспилотные транспортные средства, 3D печать, новые материалы [1].

Инновационные технологические решения уже оказывают значительное влияние на рынок труда. Многие категории профессий, в частности, те, что предусматривают монотонный ручной труд, уже автоматизированы. За ними последуют другие категории, поскольку вычислительные мощности современных компьютеров растут в геометрической прогрессии. Такие профессии как юристы, финансовые аналитики, врачи, журналисты, бухгалтеры и другие могут быть частично или полностью автоматизированы значительно раньше, чем можно предположить.

По экспертным оценкам, до 2030 года появятся 186 новых профессий, среди которых: архитектор медоборудования, молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов, архитектор «энергонулевых домов», проектировщик 3D печати в строительстве, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, специалист по преодолению системных экологических катастроф, сити-фермер, проектировщик «умной» среды, строитель «умных» дорог [3].

Глобализация, рост конкуренции в экономике, переход от работы-функции к работе проектах и другие тренды требуют новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Среди надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего [4]:

-     Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

-     Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

-     Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

-     Умение управлять проектами и процессами.

-     Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

-     Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

-     Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

-     Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

-     Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

-     Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

-     Экологическое мышление.

В связи с этим в Государственной программе развития образования  и науки на 2016-2019 годы отмечено: «В современных условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики» [5].

Анализируя круг проблем, характеризующих имеющееся состояние казахстанского образования, и способы их преодоления, Программа обращает внимание на следующие аспекты:

-     необходимость формирования социальных и эмоциональных навыков, развитие некогнитивных способностей учеников,

-     переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM-обучения,

-     междисциплинарный и проектный подход для мотивации школьников на активный процесс познания и развития [5].

Реализация принципов STEM: science (наука), technology (технология), engineering (инжиниринг) и mathematics (математика) – предполагает сочетание как минимум трех компонентов:

-     высокого уровня продуктивности проектной деятельности для развития личности учеников и их мышления,

-     понимания учениками связи процесса проектирования и его результатов с реальной практической жизнью,

-     мотивации учеников к изучению трендов современных информационно-коммуникационных технологий.

Более того, подход позволит усилить исследовательский потенциал обучения, развить навыки критического, инженерного и дизайн-мышления учеников, навыки решения проблем, коммуникации и командной работы.

С этих позиций, на наш взгляд, курс информатики в школе является одним из направлений в комплексном решении проблем образования.

Как определено в Типовой учебной программе по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, целью изучения информатики является обеспечение обучающихся  базовыми знаниями, умениями и навыками работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования [6].

Базовое содержание учебного предмета обеспечивает достижение поставленной цели, реализацию STEM-подхода в образовании:

1) компьютерные системы;

2) информационные процессы;

3) компьютерное мышление;

4) здоровье и безопасность.

Реализация каждого из разделов предполагает подготовку учеников к технологически развитому миру, когда специалистам новой формации будет необходима всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей, включая информационные технологии и информатику.

На наш взгляд, одним из методов обучения, имеющих значительный потенциал развития учеников в данном контексте является проектная деятельность.

Как известно, проектный метод обучения имеет давнюю историю. Дж. Дьюи, заложивший основы метода проектов, в работе «Школы будущего» отмечал: «Обучение посредством делания» — вот лозунг полнее всего объединяющий современные попытки связать детей с действительной жизнью. Самый трудный урок, который приходится усваивать ребёнку, — это деловой: ребёнок должен научиться приспособляться к людям и к работе и, если тут его постигнет неудача, никакое количество книг не может поправить дело. Практический способ кажется самым простым и самым подходящим для решения этой задачи. ... До школы всё, что учит ребёнок, всегда имеет какое-нибудь отношение к жизни. Разрешение вопроса, как дети приобретают эти знания, даёт ключ к пониманию и установлению естественного способа в школе. Как естественно учится ребёнок? Он не читает книг, не выслушивает объяснений о природе огня, пищи, а обжигается, питается, т.е. учится «деланием». Следовательно, и в школе ребёнок должен делать» [7].

Идеи Д.Дьюи и сегодня не потеряли своей актуальности, многие его идеи созвучны деятельностному подходу в психологии и педагогике, требованиям достижения системно-деятельностных результатов обучающимися согласно Государственному общеобязательному стандарту среднего образования Республики Казахстан.

Основной смысл включения учащихся в проектную деятельность – это развитие их интеллектуальных способностей в познании изменяющегося мира и решении практических проблем жизнедеятельности. Важно отметить, что  мышление  может  развиваться  в  разных  видах  деятельности, но именно проектная деятельность для этой цели особенно продуктивна. Ведь современное понимание термина «проект» включает не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства — от зарождения идеи до ее воплощения [8].

Современное проектирование в рамках курса информатики позволяет  лучше  анализировать  проблемные  ситуации, понимать, в чем состоит проблема, выявлять возможности для ее решения, оценивать, какие из существующих возможностей использовать предпочтительней, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы достижения целей, оценивать риски и снижать их.

С педагогической точки зрения, использование проектного метода стимулирует мотивацию учащихся к получению знаний. При работе с прикладными программами, интегрированными средами программирования  учащийся видит плоды своей работы и имеет возможность применить полученные знания на практике в рамках самостоятельной активной творческой деятельности. Проекты интересны тем, что в процессе разработки проектов учащиеся на каждой стадии проектирования  наряду с проектными решают учебные задачи. Ведь в ходе работы они изучают актуальные в жизни возможности ИКТ, сравнивают, оценивают различные способы решения задачи. За внешней простотой действий, которые ученики выполняют  в ходе, по их мнению, простых учебных заданий, формируются базовые навыки для решения разнообразных практических и исследовательских задач – измерение, анализ, обоснование, интерпретация.

На стадии проектирования решения практической проблемы в ходе решения учебных задач учащиеся осваивают понятия «способ решения проблемы», «эффективность» и «результативность» действий, методы разработки решения проблемы, критерии и способы оценки решения проблем.

На стадии проверки гипотезы проекта, учащиеся осваивают понятие верификации гипотезы, принципиальную схему проверки гипотез, изучают статистические методы проверки гипотез, методы сбора и обработки первичной информации для проверки гипотез, способы планирования проверки гипотезы.

Организационная форма обучения учащихся методам решения исследовательских и практических проблем предполагает проектную работу в малых (2-6 человек) группах и межгрупповое взаимодействие при обсуждении результатов проектирования, что предполагает развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде и обоснованного ведения дискуссии.

Основная роль учителя при реализации проектной деятельности состоит в том, что он посредством вопросов и проявления различий в позициях побуждает интеллектуальную активность учащихся и контролирует логику самостоятельного продвижения учеников в решении практических и учебных задач.

 

Литература:

 

  1. Четвертая промышленная революция : перевод с английского / Клаус Шваб. — Москва: Издательство «Э», 2017. — 208 с. : ил.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31 января 2017 г.
  3. Атлас новых профессий // http://atlas100.ru
  4. Работа будущего – какой она будет? // http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/
  5. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы// http://www.government.kz/ /ukazy16/rus/ U160000020520160301.htm
  6. Типовая учебная программа по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
  7. Джон Дьюи, Эвелина Дьюи. Школы будущего// Народное образование. – № 8. – 2000 г. – С.244-269
  8. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности. //Вопросы образования. – №3. – 2015.– С.292–307

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net