«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ», КАК ВЕДУЩИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА

Добрянская А.А

Ясли-сад «Лесок»

г. Караганды

 

Дети со своей любознательностью и любопытством, как никто другой готовы к познанию всего нового и неизведанного. Физика, как наука изучающая явления природы, как нельзя лучше способствует развитию умственных способностей детей.

 

Ребенок – дошкольник ориентирован на познание окружающего мира и экспериментирование с его объектами. Они разбирают игрушки, наблюдают за различными явлениями в природе. Дети способны не только познавать внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Дошкольная программа имеет разделы изучения живой и неживой природы, а изучает и объясняет все эти явления наука - физика.

Экспериментальная деятельность исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Для этого в детском саду отведена целая группа или в группе создан уголок экспериментирования для деятельности детей: проведения опытов, экспериментов , исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования должны учитываться следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

Задачи:

1. Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

3. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.).

4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество).

5. Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность.

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. В заключение проведения опыта или эксперимента стремиться к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Психолог Н.Н. Поддьяков впервые ввел понятие “детское экспериментирование”, которое, согласно его позиции, является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Ребенок дошкольного возраста имеет наглядно-действенный тип мышления. Что это значит для нас, воспитателей дошкольных образовательных учреждений? Это означает, что у ребенка-дошкольника имеется тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), а также принципиальная невозможность решить поставленную задачу без практических действий.

При этом важно отметить, что детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Мы выделяем следующие особенности организации детского экспериментирования в условиях ДОУ:

- Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

- Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

- Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

- Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

- В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, воспитателю важно помнить, что чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется, создавая предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности. При этом освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании окружающего мира ребенком, постепенно наполняясь новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net