Инклюзивная образовательная среда как показатель профессиональной компетентности педагога

Мамерханова Ж.М., старший преподаватель кафедры Уи КО

 

Каждая историческая эпоха характеризуется господством определённых феноменов,  выделяющих её в ряду значимых событий. Педагогика конца XX столетия ознаменована таким феноменом, как «развивающее обучение», начала XXI века -  феноменами «инклюзивное образование», «инклюзивная образовательная среда».

 

Первоначально инклюзивное образование (от лат. include- заключаю, включаю, вовлекаю) нашим педагогическим сообществом рассматривалось, прежде всего, как практика общего образования, основанная на понимании того, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Педагогов ориентировали на формирование «инклюзивной образовательной среды» как условия обеспечения доступности к обучению в массовой школе для указанной категории обучающихся.

Однако «инклюзивное образование» как феномен современного образования имеет гораздо более широкий смысл, нежели принятый первоначально. В любом классе всегда присутствуют ученики, обладающие различными образовательными способностями и потребностями. Каждый из них имеет право на то, чтобы его способности были реализованы, а потребности удовлетворены.

Но традиционный урок, как правило, рассчитан на «среднего» ученика, таких в классе объективно присутствует большинство. Как результат, ученик с более высоким образовательным потенциалом «скучает», с более низким, фактически, остаётся вне образовательного процесса. В последние десятилетия эта проблема приобрела хронический характер, в свою очередь инклюзивное образование призвано решить названную проблему.

Инклюзивное образование – это «более гибкий подход к обучению, уникальный процесс доступного образования для каждого, в котором ликвидированы барьеры, связанные с непохожестью oбучаемых, и созданы условия для самораскрытия потенциалов человека» [1]. В качестве философского основания данного подхода может быть принята концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира, расположенная В.А. Сластениным и Г.И. Чижаковой в центр аксиологического мышления. Она гласит:  «… наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и иное, отличное, что характеризует каждого отдельного человека» [2].

Таким образом, в качестве философского основания инклюзии может выступать идея единства общего, частного и особенного, которая созвучна принятому в Законе Республики Казахстан «Об образовании» определению: «инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

Считаем, инклюзивное образование сегодня определяет вектор развития современной педагогики в части обеспечения благоприятного для обучения психологического климата, а способность педагога создавать и поддерживать на уроке (занятии) инклюзивную образовательную среду становится важной качественной характеристикой профессионализма педагога. Инклюзивная образовательная среда нами рассматривается как система организационно-педагогических условий, обеспечивающая равный доступ к образованию всех учащихся с учётом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, рано или поздно аспект инклюзивного образования во всех организациях образования республики будет рассматриваться в более широких смыслах, как описано выше. Данное предположение сделано нами на основании изучения материалов Интернет-журнала «Vocational Education Exchange» в Казахстане - совместном проекте British Council, НАО «Холдинг «Кәсіпқор» и АО «Национальная палата предпринимателей «Атамекен». В апрельском номере журнала 2017 года издана статья «Изучите международные стандарты преподавания», в которой опубликованы профессиональные стандарты, разработанные английскими преподавателями [4].  

Всего в структуре стандарта выделены три раздела: «профессиональные ценности и качества»; «профессиональные знания и понимание» и «профессиональные навыки».

В контексте темы настоящей статьи особое внимание хотелось бы уделить контекстно присутствующим во всех разделах и взаимосвязанных между собой единой структурой стандарта феноменам «инклюзивное образование», «инклюзивная образовательная среда».

В разделе «профессиональные ценности и качества» содействие и поддержка инклюзивности в классах расценены как эталонное, профессионально значимое качество преподавателя, стремящегося улучшить качество преподавания.

В разделе «профессиональные знания и понимание» рассматриваются  осознание, понимание преподавателем необходимости профессионального развития в части продвижения и поощрения его собственного позитивного поведения, без чего инклюзивное образование нам не представляется возможным.

В разделе «профессиональные навыки» создание безопасной и инклюзивной среды обучения оговорено как условие мотивирования обучающихся к достижению ими положительных результатов.

Таким образом, профессиональная деятельность педагога также нуждается в обновлении, в том числе в соответствии с принципами инклюзивного образования. Приведём некоторые из них: «каждый человек способен чувствовать и думать», «все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников», «разнообразие усиливает все стороны жизни человека» [5].

 

Литература

 

1      Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 256 с.

2      Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия. – 2003. – 192 с.

3      Закон Республики Казахстан «Об образовании». – URL: https://online.zakon.kz/

4      Изучите международные стандарты преподавания / Журнал «Vocational Education Exchange», апрель–июнь 2017 г. – URL: https://www.britishcouncil.kz/ru/ programmes /education/ vocational/magazine

5      Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net