Профессиональный взгляд на методику преподавания сольфеджио в ДМШ

ДАСАЕВА ДАНИЯ ФАЙЗРАХМАНОВНА

КГКП ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. КАРАГАНДА

     Мир музыки разнообразен и чрезвычайно удивителен, а если учесть, что он непосредственно связан с духовной и эмоциональной сферами человеческой жизни,- то с этой точки зрения он невероятно сложен. Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы каждый ученик смог не просто слегка прикоснуться к этому непростому миру, называемому музыкальным искусством, но и уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров, форм и направлений.

 

     Предмет «сольфеджио» обладает огромными возможностями для удовлетворения истинных детских потребностей: жажды игры, творческого самовыражения, новых знаний. Работая в ДМШ преподавателем по сольфеджио, стараюсь подходить к своей работе ответственно и творчески. Стремлюсь к постоянному профессиональному и личностному росту, так как одно без другого не существует. Справедливости ради стоит отметить, что сольфеджио само по себе - это  «прикладная»  дисциплина, которая состоит из свода правил, канонов. Можно сказать, что сольфеджио – это музыкальная грамматика. Для успешной музыкальной деятельности учащихся освоение музыкальной грамотности – необходимо. Без этого не может быть становления музыканта- профессионала. На мой взгляд,  самое  сложное и ответственное в моей профессии – заинтересовать детей своим предметом, научить их любить и понимать музыку. Каким образом сделать так, чтобы сольфеджио было живым и интересным предметом, и, не становилось «скучной  и сухой» дисциплиной. Считаю, что наибольшую эффективность приносит тот вид деятельности, который становится ярким увлекательным занятием. Для того, чтобы детям было интересно на моих уроках, я использую различные средства и приёмы мотивации. Одним из наиболее простых и доступных приёмов мотивации является использование наглядных пособий: иллюстрации, схемы, карточки.    

     Изучать теоретический материал на уроках сольфеджио ребятам помогают песенки и стихи. В этом нам помогают различные учебные пособия: «Неправильное сольфеджио». О. Камозиной, «Интервалы – это просто». Т.Б. Ошурковой, « Я слышу, знаю и пою». С .Королёвой, «Теоретические фантазии» Т.Мохнаткиной.

     Одной из основных задач музыкальной школы является воспитание творческой личности. Поэтому немалое количество времени на уроках и в домашней работе отвожу на творческие задания: сочинение небольших песенок и ритмических рисунков на заданный текст и создание иллюстраций к сочинённым песням, сочинение мелодии на заданный ритм, на заданную тему, подбор знакомых мелодий, исполнение песен с аккомпанементом. Творческие задания помогают детям почувствовать себя настоящими музыкантами, помогают освоить на практике полученные  теоретические знания. Оцениваемые только положительно, творческие задания как правило стимулируют к занятиям тех детей, которые испытывают трудности в усвоении программы. При разборе  творческого задания с педагогом, дети учатся анализировать свою работу, грамотно использовать полученные знания, умения и навыки.

     Выступления детей на различных  конкурсах, участие в различных олимпиадах – это неотъемлемая часть процесса обучения в музыкальной школе и незаменимый  мотивационный  компонент. Учащиеся, наиболее успешно осваивающие программу, имеют возможность участвовать  в конкурсах различного уровня. Подготовка к конкурсу, олимпиаде – это период кропотливой и интенсивной работы, ежедневных занятий. Справиться с непростой задачей помогают стремление к победе, желание выступить достойно. Олимпиады и конкурсы по теоретическим дисциплинам с интересными, нетрадиционными  заданиями дают возможность по-новому взглянуть на эти предметы.

     Одна из наиболее интересных форм работы на уроках сольфеджио – работа с шумовыми инструментами. Игра в шумовом оркестре – замечательный способ совмещать приятное с полезным, развлечение с очень серьёзной работой. С одной стороны – это необходимая смена деятельности для младших школьников, а с другой стороны – это развитие навыков  чувства метроритма. Дети учатся анализировать исполняемое произведение: его характер, форму, средства выразительности и все эти трудные задачи решаются с помощью увлекательного и интересного занятия – игры на шумовых инструментах.

     Благодаря вышеперечисленным мотивационным приёмам удаётся привить ученикам интерес к занятиям музыкой, добиться того, чтобы дети ходили в музыкальную школу с удовольствием.

     Каждый обучающийся у меня ученик – это уникальная личность с собственным видением мира, со своими способностями, возможностями и чувствами. Главное – зажечь искорку интереса к изучаемому предмету. Не сводить урок сольфеджио к изложению теоретических правил и определений, а давать их в тесной взаимосвязи с лучшими образцами музыки. Тогда это вызовет у учащихся настоящую заинтересованность в изучаемых музыкальных формулах, интервалах и последовательностях.     Каждый ученик стремится к познанию чего – то нового. Да, все они разные, каждый из них не повторим, у каждого своя палитра эмоций и настроений.

    В основе моего педагогического кредо находится вера в ребёнка, понимание и принятие его удивительной души. Считаю, что создание партнёрских отношений, атмосфера доверия и уважения придаёт ученикам уверенности в себе. На мой взгляд, мастерство педагога заключается в том, чтобы  научить учиться: наставлять, но не тянуть, побуждать, но не заставлять, открывать пути, давая возможность ребёнку самому увидеть перспективу, и быть готовым оказать помощь.

 

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж