Работа педагога-организатора, в рамках деятельности Малой академии наук Дворца школьников г.Караганды, связанная с профессиональным ориентированием школьников

Бисенова Назерке Мақсұтқызы

Педагог-организатор

КГКП «Дворец школьников города Караганды управления образования Карагандинской области»

 Малая академия наук (МАН) является первой детской организацией в Казахстане, которая заняла свою нишу  между школой и ВУЗом, давая возможность школьникам получить дополнительное образование по различным дисциплинам и по индивидуальным программам преподавателей ВУЗов, сотрудничающих с МАН,  привлекаться к работе в лабораториях, аудиториях, кафедрах ВУЗов, получая навыки исследовательской и научной деятельности, а также  профессионально ориентироваться, для осознанного выбора сферы будущей деятельности.

 

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации[1].

Разумеется, школа своими силами не может полностью решить проблему профориентации учащихся. Но совместно с организациями, которрые дают дополнительное образование, органами трудоустройства, ВУЗами можно многое сделать.

Деятельность ЦК МАН РК по профессионалному ориентированию направлена на оказание профориентационной поддержки учащимся среднего и старшего школьного звена в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Ее цельне определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

            Основными задачами, реализуемыми в данном направлении для педагога-организатора являются:

  1. Посещение школ вначале года (составление графика), для встречи  с админстрацией школы, учениками и их родителями  по профориентационным вопросам;
  2. Предоставлениеучащимся информации о мире профессий,  ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  3. Информирование о профильных секциях МАН (консультации, собеседование).

При проведении такой работы с подростками необходимо соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой работы были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  • научность и достоверность информации;
  •  доступность предлагаемой информации;
  •  адресность;
  •  индивидуальный подход;
  • современность и актуальность материалов;
  •  сотрудничество с другими специалистами (преподаватели ВУЗов, школьные педагоги, психологи и др.)

Прежде чем определиться с выбором профессии ученику необходимо понять, чем  бы он хотел заниматься всю свою жизнь. На этот вопрос некоторые школьники могут дать вполне определенный ответ, но немало и таких, кто затрудняется назвать даже приблизительно сферу своей будущей деятельности. Встречаются такие дети, которые вообще не знают, что делать им после окончания школы. Исходя из этого можно определить ряд типичных ошибок, которые допускают выпускники школ при выборе будущей профессии:

  1. Выбор профессии по принципу престижной профессии. При выборе специальности многие абитуриенты опираются на престижность и популярность (что модно в настоящее время). Действительно, работа связанная с физическим трудом, не считается престижной. К тому же, существует мнение, что она для тех, кто не может похвастаться выдающимися умственными способностями. По этой причине выпускники в основном стремяться попасть на юридические, экономические, финансовые факультеты. В итоге, после окончания вузов, они с трудом находят работу или же вообще не смогут работать по специальности (так как, сейчас везде требуют стаж работы, опыт работы в этой области). Потом идут на вторую высшую уже по другой специальности (это говорит о том, что опять нужны средства для обучения, время, здоровье и т.д.). Сейчас же наблюдается большой спрос именно на представителей рабочих специалностей, а так как их услуги востребованы, то и оплачивается их работа хорошо.
  2. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию). Многие выпускники поступают в тот, или иной вуз «за компанию», то есть, только потому, что туда поступил друг.  Наобходимо убедить старшеклассников, что не стоит подстраиваться под лучшего друга или подруги и поступать туда, куда и они. Такую ошибку обычно совершают не уверенные в себе люди. Перед тем как принять решение, нужно хорошо подумать: интересна ли им эта специальность и подходит ли она им. Если они все же решат поступить в другой вуз, не в тот, что друг, не нужно воспринимать это как трагедию. Нужно учиться самостоятельности, строить собственную жизнь и профессиональную карьеру. 
  3. Выбор не профессии, а просто высшего образования как такового. В последнее время все чаще встречаются люди, которые поступают ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Самостоятельно должен  решить, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают. Профессиональное образование можно получить на трех уровнях – начальном, среднем и высшем. Нельзя сказать, что какой-то из них лучше или хуже – любые специалисты необходимы. В училище не стать экономистом, а в ВУЗе не выучиться на токаря, сварщика или парикмахера.
  4. Отсутствие запасного варианта. Еще одна распространенная ошибка при выборе специальности – выбор профессии по напутсвию родителей. Многие родители решают за своих детей, кем им предстоит быть и где стоит учиться. То есть, навязывают свое мнение и желание ребенку. Таким образом, родители либо пытаются воплотить свои нереализованные амбиции («Я не смогла стать врачом, так пусть мой ребенок станет» и т.п.). Либо хотят полностью контролировать свое чадо. Они делают выбор за ребенка и продолжают опекать его, как школьника. Ребенок свою учебу воспринимает как продолжение беззаботного детства. А профессиональное образование от студента требует как раз самостоятельности и ответственности. Если ваш выбор не совпадает с предложением родителей, нужно попросить их аргументировать свое решение. Так же расскажите им о собственных планах, поведайте, какой вы видите свою будущую жизнь. Иногда родителей удается переубедить, иногда нет, но все-таки не нужно идти наперекор взрослым или беспрекословно с ними соглашаться. В этом вопросе стоит искать компромисс, то есть, найти такой вариант, который удовлетворит и родителей, и вас  [2, 3].

Профориентационная деятельность ЦК МАН РК (г.Караганда, ДШ) включает в себя реализацию программы по непрерывному профессиональному сопровождению – это встречи со специалистами, тренинги, консультации, экскурсии, конференции.МАН предлагая свои  услуги, может  дать старшеклассникамвозможность сделать сознательный выбор. А успешная карьера и удовлетворение от работы зависят от правильно выбранной профессии [4].

  1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об Образованиии
  2. http://www.proforientator.ru/
  3. http://marinajob.com.ua/oshibki-pri-vybore-professii/
  4. http://orientprof.ru/kem-stat-ili-dlia-chego-nuzhna-proforientaciya/

 

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж