Материалы

Формирование у учащихся ключевых компетенций через духовно-нравственное образование предмет «Самопознание»

Лавник Фарида Вакильевна

 КГУ «СОШ № 46 акимата г. Караганды»

учитель самопознания

 

В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться.

Нурсултана Назарбаев.

 

      «Правильно организованное образование строится на общечеловеческих ценностях. Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере воплотить заложенные в нём от рождения способности, тем самым принести пользу государству, всем людям», -Назарбаева Сара Алпысовна [2].

 

      Эксперты в области технологий и образования прогнозируют, что через 20 лет школы будут развивать не навыки, а черты характера, такие как креативность, умение абстрактно и критически мыслить, подстраиваться под обстоятельства и работать сообща. Люди получат доступ к непрерывному обучению, которое поможет быстро и гибко адаптироваться под изменяющийся рынок труда в условиях Четвертой промышленной революции. Строгая фиксация на стандартах знаний и их оценке уйдет в прошлое. Выпускников будут оценивать не по баллам в аттестате, а по приобретенным навыкам и решенным кейсам. В 2018 году эти прогнозы вряд ли сбудутся, но шаги навстречу будут сделаны [3].

Наступила эпоха «рынка личностей». Сегодня в современном мире функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия любого государства, в т.ч. и Казахстана. Потому как функциональную грамотность (лат. – направление) личности рассматривают как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций и предполагает его способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

 Нужно отметить, что важным условием формирования функциональной грамотности учащегося является самопознание, адекватное познание себя и своего внутреннего потенциала. Программа духовно-нравственного образования предмет «Самопознание» является одним из значимых и функциональных предметов в становлении личности ребёнка. Если мы рассмотрим структуру урока самопознания, рекомендованную ННП ООЦ «Бөбек», то увидим, что, каждый из этапов (компонентов) урока работает на конечный результат - формирование аспектов управленческой, информационной, коммуникативной, социальной, личностной, гражданской компетенции школьников.  Остановлюсь на некоторых из них.

Позитивный настрой - организационный компонент: 2-3 минуты в начале урока способствуют, развитию навыков эмоционального контроля и концентрации внимания.

Проверка домашнего задания. Домашнее задание по предмету «Самопознание» задаётся на опережение. Что даёт учащимся предварительная подготовка к уроку? Такого рода учебная деятельность формирует навыки самоорганизации и самостоятельного изучения новой темы; ребёнок учится осуществлять самооценку своей деятельности, рефлексировать, выражать свою точку зрения.

Одним из ключевых этапов урока является рассказывание истории или притчи и последующая беседа. Данный этап урока позволяет учителю работать над формированием у учащихся умения анализировать, синтезировать, оценивать информацию, развивать навык принятия осознанных решений на основе критически осмысленной информации, нравственно-духовных ценностей человека.

Творческая деятельность организуется на уроке в групповой или индивидуальной форме, способствует формированию у детей и подростков умений определять проблему в различных жизненных ситуациях, работать в команде, осуществлять продуктивное взаимодействие с приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации, принимать ответственное решение, оценивать его последствия.  Учащиеся учатся и практикуются в использовании средств устной и письменной речи. В условиях   групповой работы присутствуют индивидуальный поиск и обмен идеями, причём личный поиск обязательно предшествует обмену мнениями. В любом случае совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, внимательность и терпимость, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует у человека уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности.     

Домашнее задание: формируется понимание, что начатое необходимо доводить до конца, ответственное отношение к труду, своему образованию. Домашнее задание даёт возможность детям учиться ставить цель своей деятельности, определять условия, которые нужны для её реализации, планировать и организовывать свою деятельность.

Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха каждого, а значит и государства. Сегодня меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер. Упор делается на продуктивную работу учащихся в группах, выстраивание индивидуальных траекторий развития, использование межпредметной интеграциии, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за уровень своих знаний, умений и навыков, за принятие решений.

Социальный заказ казахстанского общества ориентирован на «общество максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Предмет «Самопознание» даёт возможность детям познать себя, свой потенциал, место в жизни и является механизмом самоопределения, ориентирует школьников на построение разумного и продуктивного образа жизни на основе нравственных ценностей.

         Так как функциональная грамотность есть способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой деятельностью, нельзя забывать, что интеграция предмета «Самопознание» раскрывает ценностный потенциал практически всех школьных дисциплин, что является важнейшим условием развития ключевых компетенций, успешной социальной адаптации детей и подростков.    

 

 

Литература. Интернет ресурсы.

 

1. Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Астана. 12.04.2017 г. 

2.Выступление Президента республиканского детского благотворительного фонда «Бөбек» Сары Назарбаевой на праздновании 20-летия фонда. Алматы. 26-28 октября 2017 г.

3. ХАЙТЕК. Чего ждать от образовательных технологий в 2018 году. https://hightech.fm/2018/01/08/education_2018

4.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, 937 стр.

  5. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013.

6. «О реализации Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы». 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net