Материалы

Духовно-нравственное воспитание через предмет «Самопознание»

Котушева Лязат Дулатбековна, учитель Самопознания

КГУ «Дубовская ОШ» Абайский район Карагандинская область

Если ты смотришь на год вперед, посади семена.

Если ты смотришь на 10 лет вперед, посади дерево,

Если ты смотришь на целую жизнь вперед, развивай молодежь.

Китайская поговорка

 

 «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле». С.А. Назарбаева

 

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности. 

     В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу страны. Все чаще наблюдаем такие явления как терроризм, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды, и т.д. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно интернет. К сожалению, идет снижение нравственных качеств личности. Именно об этом говорит автор проекта нравственно-духовного образования «самопознание» С.А. Назарбаева: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по - английски. И вот уже готов человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла,  понять и разделить боль ближнего,  нас, в общем-то, не волнует… мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству, чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый».

   Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно- духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.

         Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества.

        Нравственно- духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом и духовном развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и , прежде всего, через предмет «Самопознание». И сегодня идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего.

   Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все  трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

     Являясь автором программы «Самопознание», Сара Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых заключается в том, чтобы  научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его окружающим. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.

         Уроки курса «Самопознание»  бережно направляют каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость.

  Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми. Особенностью курса «Самопознание» является  включённость    обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира учеников. Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются  у него с окружающими его людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности, установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их  единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о  честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

  У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении, обращение к мудрости предков, ориентир на нравственные ценности старших поколений.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net