Материалы

Исследовательское обучение в практике преподавания химии

Тойғанбаева Асем Мұхаметоллақызы

Карагандинская область, город Балхаш

КГУ Балхашский технический колледж имени «Халық қаһарманы» Республики Казахстан Рахимжана Кошкарбаева

 

Настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности студентов. В этом важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего группового коллектива в целом.

 

Очевидно, что с учетом этих тенденций преподавании биологии должно быть переориентировано с изучения предметов как самоцели на развитие представлений о мире и месте человека в нем через интеграцию знаний и умений со знаниями других наук.

Человек по своей природе - исследователь. Особенно  ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте,  когда небольшой жизненный опыт не дает возможности ответы на все интересующие вопросы.

Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности, координируя переход спонтанного интереса студентов к природным объектам и явлениям, к конструктивным, сознательным, логически выверенным действиям. Цель такой работы - формирование ключевых компетенций студентов: образовательной, методологической, коммуникативной, экспериментальной. Исследовательский метод особенно эффективен в практике обучения химии и  биологии, т.к. он дополняется экспериментом.

Существует масса методических приемов и дидактических  методов, позволяющих вовлекать студентов в исследовательскую деятельность. Можно организовать эту работу, что я чаще всего и делаю, комбинируя объяснительно-иллюстративный метод обучения с эвристическим, проводя лабораторные и практические исследовательского характера, развивая навыки творческой работы с литературными источниками.

Сущность эвристического метода обучения можно рассмотреть на примере уроков по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». На первом этапе изучения студенты делают карточки со знаками химических элементов, изображая разным цветом знаки металлов и неметаллов. На этих карточках указываются относительные атомные массы элементов, важнейшие харак­теристики как простых веществ, образованных этими элементами, так и их соединений.

На следующем этапе студенты раскладывают их по мере увеличения атомных масс в один ряд, самостоя­тельно замечая в ходе работы периодичность в изме­нении свойств. Далее следует разделение их на подраз­деления, которые начинаются металлом и заканчива­ются инертным газом. Так мы получаем периоды, даем им определение, отмечаем закономерности изменения физико-химических свойств веществ и их соединений.

Сформировав несколько периодов, ребята начина­ют понимать, что в столбцах друг под другом распо­лагаются элементы со сходными характеристиками. В результате мы открываем группы ПСХЭ, даем им определение, отмечаем наличие главных и побочных подгрупп, закономерности изменения химических свойств в подгруппах. Отрабатывать повторение дан­ной темы таким образом, несмотря на изучение ее в школе, мне приходится потому, что основной контин­гент студентов был пассивным слушателем в школе и не имеет практически знаний.

При обучении органической химии этот метод мо­жет быть применен после освоения студентами таких понятий, как «кратные связи», «предельные и непре­дельные соединения», «функциональные группы», «качественные реакции».

Исследование зависимости свойств бензола от его химического строения начинаю с противоречия: согласно формуле Ф.А. Кекуле бензол должен прояв­лять свойства непредельных углеводородов, т.е. взаи­модействовать с бромной водой и водным раствором перманганата калия, но эти реакции не наблюдаются. Дальнейшее изучение строения молекулы бензола по­казывает, что единое р-облако электронов выравнива­ет связи по всему бензольному кольцу, и для него более характерны реакции замещения. Такой проблемный способ решения учебной задачи позволяет следовать логике научного познания и приводит к качественно­му усвоению учебного материала.

При изучении строения глюкозы в курсе органи­ческой химии логика объяснения материала может быть обратная (от свойств к строению): студенты проводят реакции раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра и раствора глюкозы со све­жеприготовленным осадком гидроксида меди(2) при комнатной температуре. Первая реакция («серебря­ное зеркало») свидетельствует о наличии карбониль­ной группы, вторая - о присутствии нескольких гид­роксильных групп в молекуле глюкозы. Таким образом мы доказываем, что глюкоза - альдегидоспирт. К счас­тью это пока еще осуществимо, т.к. имеются необходи­мые химические реактивы и оборудование, которые на исходе, а каналов их пополнения - нет.

Тривиальное задание для студентов можно превратить в увлекательное исследо­вание неизвестной ранее информации. Достаточно использовать несколько методических приемов: моти­вировать процесс работы с учебным материалом, на­учить выбирать нужную информацию и фиксировать ее в компактном виде(таблицы, схемы). Очень важно заронить в этот процесс зерно конкуренции: самая рациональная схема, точная и краткая таблица, логи­чески выверенная цепочка должны быть отмечены по окончании работы. Такие задания лучше поводить при изучении сравнительной характеристики определен­ных групп веществ или соединений: натрий и калий; углерод и кремний и т.д. по окончании работы прово­дится фронтальная проверка в виде устного опроса студентов, которые отвечают используя данные таб­лиц, схем.

В связи с сокращением количества времени, отво­димого на изучение курса химии возникает проблема ознакомления студентов с осно­вами химических производств, в том числе и местных, которую я решаю используя региональный компонент. Учащиеся получают задания подготовить творческую работу реферативного характера о родном градообра­зующем предприятии и выступают затем с защитой его перед определенной аудиторией. В пред­лагаемом далее примере используется проблемное обучение, дополняющее исследовательский метод.

По моему убеждению студенты, значительная часть которых, будет работать на комбинате, должны знать и понимать основы техно­логического процесса, происходящего при производс­тве продукции. Экологических проблемах производс­тва и их решении. Поэтому из всех производств более подробно я останавливаюсь на способах получения металлов из руд, в частности на восстановлении меди из руд. Для студентов это исследование актуально, оно касается решения жизненно важных проблем.

Использование в учебном процессе практических работ исследовательского характера способствует ак­тивизации познавательного интереса студентов, рас­ширяет возможности для диффе­ренцированного подхода к обучению, повышает твор­ческую активность.

Разработанная мною программа курса химии для обучения в техническом колледже позволяет про­водить практические работы исследовательской на­правленности: «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов», «Решение экс­периментальных задач на распознавание органических веществ» и т.д. При этом лабораторные и практические работы провожу либо в процессе изуче­ния темы или сразу после ее окончания, по «свежим следам». Это позволяет поддерживать интерес к изу­чаемому материалу.

Применение исследовательского метода обучения на уроке помогает вовлекать студентов, обладающих оригинальным и гибким мышлением, в исследова­тельские проекты во внеурочное время. На этом этапе важнейшее значение имеет выбор темы. Опыт показы­вает, что подростков интересует прежде всего то, что связано с их жизнью, здоровьем, бытом.

Так появилась научно-исследовательская работа «Азотосодержащие соединения и их влияние на жи­вые организмы». Тема работы очень актуальна. Качество продуктов питания является, в сою очередь важнейшим условием качества жизни человека в це­лом.

Студенты 2 курса изучали пути попадания, спосо­бы накопления нитратов и нитритов в живых организ­мах, а также пути снижения содержания этих веществ в продуктах растениеводства. Рассматривались аспекты влияния этих соединений на здоровье человека. Высо­кие дозы их могут вызывать у человека и животных от­равления и даже привести к летальному исходу. А упот­ребление в течение длительного времени пищи и воды с высоким содержанием нитратов и нитритов вызы вает аллергические заболевания, нарушения деятель­ности щитовидной железы, многочисленные болезни в результате нарушения обмена веществ. В заключитель­ной части своей работы ребята пишут: «Зная спосо­бы накопления, области нахождения, пути снижения содержания нитратов и нитритов и используя их в повседневной жизни, можно предотвратить возникно­вение многих заболеваний, сохранить здоровье свое и окружающих. Избежать этого можно соблюдая про­стые рекомендации...», которые приводят.

Специалисты отмечают, что в современном стреми­тельно меняющемся мире развитое исследовательское поведение можно рассматривать как неотъемлемую характеристику личности, как стиль жизни современ­ного человека. Подготовка студента к исследователь­ской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей за­дачей современного образования.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net