Материалы

Влияние уровня рефлексивных умений педагогов на развитие категорий мышления у учащихся

КГУ «ОСШ №20» г.Караганда

Педагог-психолог Лихачева Галина Васильевна

 

В настоящее время в любой сфере деятельности усиливается потребность не столько в специалистах-исполнителях, сколько в специалистах, обладающих способностями эффективного решения проблем, анализа и обобщения информации, планирования и прогнозирования, выбора и реализации путей достижения поставленных целей. Исходя из этого, процесс обучения на любом уровне образования должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение обучающимися некоторой суммы «готовых» предметных знаний и умений, а на способность к их познанию и открытию, на учет и планомерную работу по формированию свойств личности, необходимых для этого.

 

Профессия учителя – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и постоянному обновлению. Так и теперь, в век информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта, то в современной школе от учителя ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика. [1]

Долгое время понятием рефлексия оперировала только философия.

Многочисленные исследования первой половины XX века обосновывают значимость рефлексии на стыке психологии и педагогики. Работы Л.С. Выготского, Д.Дьюи, Ж.Пиаже  определяют проблему развития мышления и значимость рефлексивных процессов. В 70–80-е годы изучению особенностей рефлексии в педагогике посвящены психолого-педагогические исследования Ю.Н. Кулюткина , И.Н.Семёнова, С.Ю. Степанова, Г.С. Сухобской . Объектом этих исследований является рефлексия, проявляющаяся в индивидуальной мыслительной деятельности человека. В 80-е годы рефлексия входит в понятийный аппарат педагогической науки как метод осмысления педагогической науки в целом. [2]

Отличие профессиональной рефлексии учителя от других видов рефлексивных процессов проявляется в том, что её смыслообразующим отношением является отношение «учитель – ученик». Рефлексивно мыслить для учителя – значит соотносить свое профессиональное действие с учеником, на которого оно направлено, с позиции оценки его эффективности для личностного и интеллектуального развития ученика. Рефлексия такого рода, когда в сознании отражается не только свое действие, но и другой человек, на который это действие направлено, требует особой личностной позиции учителя. Здесь проявляется интегрирующая функция рефлексии, которая способствует системности в деятельности. [1]

Рефлексия в обучении подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем её эффективности. Рефлексивный подход помогает педагогам  выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы. [3]

Показателем качества в работе педагога традиционно считается процент учащихся освоивших материал на «хорошо»  и «отлично», однако при анализе результатов развития категорий мышления у учащихся с примерно одинаковым уровнем успеваемости выявлены значительные различия в уровне развития некоторых мыслительных операций.  При соотнесении полученных данных с уровнем рефлексивных умений педагога выявлено, что73% учащихся, обучающиеся у учителя с низким уровнем рефлексии имеют высокий уровень развития саморегуляции, а 82% высокий уровень умения действовать по аналогии, а такие категории мышления как обобщение, классификации, сравнение, способность выделять существенное развиты на среднем и низком уровне. (рис1) У учащихся обучающихся у учителя с высоким уровнем рефлексии уровень развития таких категорий как обобщение, классификация, способность выделять существенное, сравнение на высоком уровне колеблется в диапазоне 32-37%, а высокий уровень умений действовать по аналогии имеют лишь 21% (рис2)

 

Сравнительный анализ показателей развития категорий мышления учащихся в классах с различным уровнем развития рефлексивных умений педагогов.

 

кол-во учащихся 4кл

параметры

уровни развития в%

высокий

средний

низкий

22

обобщение

9

45,5

45,5

22

классификация

18

68

14

22

способность выделять существенное

9

45,5

45,5

22

сравнение

14

14

72

22

аналогия

82

4

14

22

саморегуляция

73

23

4

22

развитие речи

36

41

23

 Рис 1   показатели учащихся обучающихся у педагога с низким уровнем рефлексии

кол-во учащихся 4кл

параметры

уровни развития в%

высокий

средний

низкий

19

обобщение

32

63

5

19

классификация

37

47

16

19

способность выделять существенное

37

47

16

19

сравнение

32

42

26

19

аналогия

21

63

16

19

саморегуляция

58

32

10

19

развитие речи

32

52

16

Рис 2 показатели учащихся обучающихся у педагога с высоким уровнем рефлексии

В настоящее время при переходе в системе образования  от субъект -объектных к субъект-субъектным отношениям в системе учитель-ученик, при повышении роли активности учащегося в процессе обучения такие категории мышления как  умение выделять существенное, умение сравнивать и анализировать , классифицировать и обобщать выходят на первый план. Для оценки эффективности и дальнейшего планирования своей педагогической деятельности необходимо развитие нового педагогического мышления, основу которого составляет рефлексивная деятельность педагога.

 

Используемая  литература:

1.  Холодная М.А.  Психология интеллекта. СПб.: Питер. – 2002.

2.Фрихерт Г.И. "Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/06/obobshchenie-opyta-razvitie-refleksivnykh-umeniy-pedagoga

3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Псков ПГПИ им СМ Кирова 2004г

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net