Материалы

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ПО ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

Бочарникова Н.Г.

ОШ имени академика Е.А.Букетова»

 

Современный мир удивляет нас своими техническими достижениями. Но он также принес человечеству большие страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и терроризма, носили национальную окраску. Создается впечатление, что не все люди понимают и уважают друг друга, не видят общечеловеческие идеалы и ценности.

Конечно, большая часть человеческого общества за мир и взаимопонимание. Они хотят видеть красоту, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужно содружество всех народов.

В нашем независимом государстве есть все объективные условия для формирования многонационального народа, единого в устремлениях и любви к своей Родине. Большое значение имеет сплоченность всех граждан Казахстана.

 

Каждый человек – это своеобразный мир. Этнокультурное наследие каждого этноса нашей Республики это уникальный вклад в сокровищницу культуры страны.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре других народов.

Существенную роль в этом оказывает довольно молодая наука – этнопедагогика. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г.Н.Волковым.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на воспитание таких нравственных качеств, как уважение к людям всех национальностей, чувства патриотизма, ответственности, долга, чести, совести, сопереживания, любви к своей Родине; анализирует социальный и педагогический процессы взаимосвязи педагогики с культурными традициями народов.

Этот предмет направлен на развитие личности, усваивающей социальные нормы и ценности.

На сегодняшний день этнопедагогика приобретает актуальное значение как в сфере национальной политики нашего государства, так и в сфере организации образования.

Воспитание подрастающего поколения для каждой нации является важным компонентом национальной культуры. Воспитание ребенка должно основываться сначала на культурно-исторических ценностях своей нации, а потом необходимо знакомство с традициями других народов. То есть от познания своего, родного, национального – к познанию многонационального, мирового.

Дошкольные и предшкольные организации играют незаменимую роль в качестве социально-культурного посредника между ребенком и обществом, между различными этническими группами, между поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования национальной культуры в воспитательно-образовательной области.

Недавно в вариативную часть календарно-тематического плана дошкольных учреждений и предшколы был введен предмет этнопедагогика. Воспитатели изучили этнопедагогику как науку, познакомились с ее содержанием, но столкнулись с проблемой недостаточного количества методических рекомендаций для непосредственной работы с малышами.

В связи с этим мы решили разработать цикл занятий для детей 5-7 летнего возраста по данному направлению.

Конечно, эффективность этой работы с детьми будет зависеть от уровня исследовательской деятельности педагогов, направленной на сбор, анализ и обобщение традиционной культуры воспитания при общении с сотрудниками, детьми, родителями; самообразования, углубления знаний о национальной культуре, а также проектирования и планирования работы по использованию этнокультурного наследия, приобщения детей к фольклору, разработка игр, занятий краеведческого содержания.

В помощь педагогам для работы по ознакомлению наших детей с этнокультурным наследием, а также развитие у них первоначальных основ гражданственности и патриотизма в рамках кружковой работы мы разработали методическое пособие «Занятия по этнопедагогике для детей 5-7 лет», состоящее из 16 технологических карт. Целью данных занятий является обогащение знаний ребят о родной стране и ее территории. Знакомство с областями, городами, народами, населяющими нашу Республику, а также с обычаями, традициями этих народов; углубление знаний детей о природе, достопримечательностях областей Республики Казахстан и основных профессиях людей, работающих в них; активизация словарного запаса детей; получение навыков использования карты нашей Республики. В ходе занятий детям будет показано, как необъятен, могуч и красив наш Казахстан

Необходимо прививать малышам чувство гордости, патриотизма, любви к своей Родине, родной земле, используя художественное слово.

Мы так называем Казахстан, потому что здесь жили наши прадеды, сейчас живут наши деды, отцы и мы с вами. Все вокруг нас родное. Ни один человек не может жить без Родины. Об этом говорится в казахской народной пословице: «Человек без Родины своей, что без леса одинокий соловей».

Наша работа над методическим пособием началась с изучения, переработки и адаптации информации по культуре и быту различных народностей, проживающих в областных центрах нашей Республики с учетом возрастных особенностей детей. Затем содержание собранного материала было представлено вниманию ребят на вариативных занятиях по этнопедагогике и других видах деятельности.

На занятиях по развитию речи дети знакомились с пословицами, поговорками, загадками разных народов. На занятиях по драме инсценировали сказки, запоминали слова на других языках, которые имеют самые простые значения и используются в детской лексике. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией знакомились с сезонными явлениями природы в разных климатических зонах, с бытом разных народов. На музыкальных занятиях в части «Слушание» включали произведения композиторов различных народов страны, проводили развлечение «Музыка – душа народа».

С ребятами мы участвовали в различных конкурсах рисунков краеведческой направленности на темы: «Родной край - люби и знай», «В семье единой», «Мы вместе со страной растем», делали коллажи из сказок различных народностей, проводили игры-путешествия.

Наряду с компьютерными презентациями, мы использовали игровое моделирование. Оно направлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации, моделирующей реальную. Это очень интересный вид творческой деятельности для детей. Он позволяет ребенку стать активным участником решения какой-либо познавательной задачи, проживать созданную игровую ситуацию.

На следующем аналитическом этапе подвели итоги апробирования данных материалов в работе с воспитанниками. Результаты превзошли наши ожидания. Ребята с большим интересом изучали быт и культуру других народов, с удовольствием играли в подвижные игры, пели песни, участвовали в развлекательных мероприятиях, праздниках разных народов. Они быстро запоминали основные слова, речевые обороты на других языках, обычаи и традиции людей разных национальностей, с нетерпением ждали занятий по этнопедагогике, на которых они могли узнать много нового и увлекательно заниматься различными видами деятельности.

Из материалов данного методического пособия дети узнают, что наша страна делится на 14 областей, есть у нас 2 города республиканского значения – Астана и Алматы. В Казахстане живут люди разных национальностей. Их в нашей республике более 130. И все они живут в мире и согласии. У каждого народа свой быт, своя культура, свои традиции.

В содержание технологических карт включены подвижные игры разных народов, викторины, притчи, сказания, словесные игры. Очень нравятся ребятам круги радости.

Изучая каждую область Казахстана, ребята расширяют свои представления об обычаях, быте народов, проживающих на ее территории.

Таким образом, ведя планомерную систематическую работу в данном направлении, мы пришли к заключению, что воспитание и образование в нашем демократическом мире не могут существовать без этнопедагогики.

Это педагогика национального развития, этнического самовоспитания, создающая личность патриота с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Она является важной конструкцией, созидательной, духовной силой в жизни нации. Самое надежное знакомство с любым из народов – осведомлённость в системе воспитания этого народа. Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к родным, близким, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, мы сможем передать их детям, прочувствовать их суть и содержание до глубины души. А это очень важно, особенно сейчас.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж