Материалы

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЁННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Зобнина Ирина ЕвгеньевнаКГУ «Школа-лицей № 101»

 

Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании – и особенно учительском – сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским – тревогам и заботам, что её воспитание — это наша актуальная задача. [1]

 

Актуальность формирования толерантности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей, свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблему каждого свои возможности, мозг каждого человека изначально имеет свои врожденные особенности, а значит, попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. И это прекрасно, и это оправдано с точки зрения человечества. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты - другой, но я уважаю твое право быть другим. Что же такое толерантность? [2,с.14]

Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. Определение слова “толерантность” на разных языках земного шара звучит по-разному и имеет некоторые отличия. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается другое мнение; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение; в русском - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо. “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).)

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Задача первого блока - это создание у учащихся образной картины своего многонационального города. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты родного края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры города, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего многонационального народа.

Реализация работы 1 блока осуществляется через экскурсии, концерты; через подбор игр, пословиц, поговорок, текстов этнического и краеведческого характера, использование которых на уроках чтения, русского языка и математики передавали бы мир культурно-национальных ценностей своего народа. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.
Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.
Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами.

Анализ учебных программ и учебников начальной школы показал, что элементы этнопедагоки, способстующей воспитанию толерантности, широко представлены в них. В учебных планах обновлённой программы образования появились сквозные темы, что позволяет использовать межпредметные связи на уроке. Среди таких тем можно выделить «Традиции и фольклор», «Путешествия», «Известные личности», «Культурное наследие» и т.д.

Главенствующую роль имеют, конечно же, такие предметы, как обучение грамоте, литературное чтение, естествознание, познание мира. Уже в период обучения грамоте изучая буквы, читая первые предложения, учащиеся сталкиваются с новыми словами. Например, при изучении буквы Ю появляется слово юрта. На уроке не только объясняется значение этого слова, но и осуществляется связь со словами чум, вигмам: это переносное жилище. Тем самым, показывается связь между разными народами.  Блок УНТ (устное народное творчество) знакомит детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками разных народов. Учащиеся учатся соотносить пословицы разных народов. Например, казахской пословице «Если друг твой – человек плохой, это значит ты и сам такой» соответствует русская пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Удачным, на наш взгляд, является размещение в учебнике литературного чтения казахской легенды «О ласточке» и корейской сказки «Ласточка». Проанализировав эти два произведения, дети видят общность между двумя народами, такими разными на первый взгляд. Ласточка является символом добра, счастья.

  Нравоучения и мудрые советы молодежи, примеры для их образца и подражания передаются народной педагогикой не только через жанры УНТ, но и авторские произведения Абая, Толстого и других авторов.

Задача второго блока - создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся   людей прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека, воспитания этнотолерантности. Решение этой задачи - через программу практических занятий - тренингов, уроки толерантности, классные часы, мероприятия. [3]

Возникают вопрос: с какого возраста начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. [1] В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедования.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net