Материалы

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Бондаренко Алла Анатольевна, Курохтина Ольга Владимировна

учителя начальных классов КГУ «Школа-лицей № 101»

 

Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать и обновлять систему отечественного образования.[1]

С.И. Ожегов в толковом словаре дает такое определение слову «обновить»  1. Заменить (устаревшее), пополнить чем-нибудь новым.

 

2.Сделать новее, совершеннее, возродить, придать новый вид.
3. Впервые употребить, использовать какую-нибудь  новую вещь. [2]

         Любая система требует обновления, потому что обновление приносит с собой новые функции или улучшает уже существующие.

         Это касается, конечно, же, и системы образования. Быстро меняющиеся требования к профессиональным навыкам в условиях динамично развивающегося рынка труда, требуют конкуретноспособной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Американский философ Элвин Тоффлер пишет « В 21 веке безграмотным человеком считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».  Процесс обновления содержания образования как раз и навправлен на то, чтобы «научить учиться», вооружить обучающихся технологиями «добывания», а не «получения» знаний. Это на наш взгляд и есть основа обновления содержания образования.

         Казахстанская школа давно не работает по традиционной системе образования, начиная с 1991 года мы находимся в процессе экспериментов: это и развивающее обучение по системе Л.В.Занкова, и технология КСО, ТРИЗ – педагогика, технология RWST, таксономия Б.Блума, и переход на 12-летнее образование, где была создана и новая программа обучения и новые учебники, но, к сожалению, так и не доведенная до конца.

         Таким образом, казахстанские педагоги полностью вооружены знаниями об активных методах обучения и активно их используют в своей профессиональной деятельности.

         Что же принесло нам обновление содержания образования три года назад?

Это  принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений от темы к теме, от класса к классу; акцентирование внимания на целях обучения, основанных на формировании мыслительных навыков учащихся от элементарного (знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез, оценка); наличие «сквозных тем», что позволяет максимально эффективно организовывать межпредметные связи, служащих основой для полноценного внедрения особенно важной в настоящее время программы трехъязычия;  упор на развитие навыков чтения, письма, говорения, слушания, а также решения различных проблем учащихся, проведения научных исследований и анализа информационных материалов; новые учебники;  новая система оценивания учащихся (СОР, СОЧ).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Сегодня у нас есть учебники, в которых огромное количество информации не соответствующей возрастным особенностям учеников, особенно «Естествознание», «Познание мира», «Литературное чтение»;

Отсутствие рабочих тетрадей  по всем предметам, отсутствие «Научных дневничков».

Отсутствие материально-технической базы, лабораторий для осуществления опытно-экспериментальной работы и проектной деятельности;

Переполненность классов, как результат затруднение проведения групповой работы, так как не хватает 40 минут, чтобы отследить и оценить качественно работу каждой группы.

  Снижение навыка чтения, так как при огромном объёме информации в учебнике «Литературное чтение», на изучение этого предмета отведено 3 часа в неделю. И возникает вопрос, чему больше уделить внимание слушанию, говорению или анализу произведения.

Снижение уровня грамотности, так как уроки русского языка опять же построены больше как уроки литературного чтения и развитию грамотности и каллиграфии отводится минимальное количество времени. В учебниках большое количество устной информации, но очень мало заданий, которые направлены на формирование грамотного  письма, радует то, что много заданий творческого характера, но они вводятся достаточно рано, 1-2 класс обучающиеся ещё не могут грамотно в письменной форме излагать свои мысли.

Общее снижение учебной мотивации. Так как система СОРов и СОЧей  искоренила ежедневное оценивание учеников. А для детей младшего школьного возраста, это важно, так как они ещё находятся в стадии формирования таких важных навыков, как концентрация внимания, саморегуляция, самоанализ, рефлексия.  Им важно получать конкретную оценку своей работы. Проведение формативных работ и обратная связь, которую осуществляет учитель,  не дает положительной динамики. А так же контрольные материалы имеются в свободном доступе в Интернете, как бы учитель не менял их, дети уже знают, что будет в СОРе и тем более в СОЧе, так как учитель должен его составалять согласно спецификации. Таким образом, все силы ученик направаляет на подготовку к итоговым работам, а не на овладение навыками приобретения новых знаний.

Что мы используем на практике в условиях обновления  содержания образования?

1. Новую форму составления поурочного плана  «с конца к началу», т.е. сначала планируем  ожидаемый  результат, а затем строим работу по достижению этой цели, основываясь на совокупность знаний и умений, необходимых ученику для выполнения определённых задач.

Поэтому на своих уроках мы всегда выстриваем с учениками план действий для достижения цели урока.

Так при изучении темы «Имя существительное» в учебнике обозначена цель: «Ты узнаешь: Какие слова называют предметы?» Учитель, узнаёт у учеников, что надо сделать, чтобы достичь этой цели? Ученики предлагают версии, составляем план:

1) Выполнить предложенные практические задания.

2) Сделать предварительный вывод.

3) Познакомиться с правилом.

4) Сопоставить его с предварительным выводом.

5) Применить правило.

6) Сделать окончательный вывод урока: достигнута ли цель?

2. Деятельность на уроке стараемся строить таким образом, чтобы ученики сами «добывали» и «выращивали» знания, поэтому, активно используем методы критического мышления, как на начало урока, так и на конец урока: «Кластер», Таблица «тонких» и «толстых»  вопросов, Таблица «Знаю-хочу знать – узнал», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы?», «Корзина идей», «Синквейн».

3. Используем групповую работу на уроках. Наиболее эффективно у нас получается использовать  игру  «Тарсия». Это игра – головоломка. Цель этой игры, отвечая на вопросы выложить геометрическую фигуру.

 Ученики получают 16 треугольников. На каждой грани треугольника размещён или вопрос, или ответ. Ученики должны, верно, соотести соответствующие грани, чтобы сложился пазл. Это могут быть самые разные фигуры. И самые разнообразные вопросы, и задания по любому предмету. Данная игра-головоломка помогает организовать групповую работу на любом этапе урока. Она позволяет заинтересовать учеников, вовлекает в активную работу всех участников группы, создаёт условия для активной мыслительной деятельности, даёт возможность самопроверки и взаимопроверки: сложился или не сложился пазл. Это также позволяет учителю быстро проверить и оценить работу каждой группы.

      Мы используем данный прием на всех уроках. Он активизирует работу на уроке, мотивирует учеников на достижение цели. И когда они видят конкретный результат своей деятельности, они понимают важность тех знаний и умений, которые они использовали для достижения цели. Также это позволяет отрабатывать навыки работы в группе, грамотно распределять роли в группе, учит слушать мнения всех членов команды.

4. Каждый урок мы используем обратную связь для измерения уровня усвоения материала обучающимися и корректировки деятельности учителя и ученика.

Для формативного оценивания  мы применяем в работе карточки с дефференцированными заданиями, тесты открытого и закрытого вида, эссе, задания творческого характера.

         Таким образом, мы считаем, что на данном этапе обновления содержания образования, не смотря на все сложности и трудности переходного этапа, у учителя есть важные ресурсы для создания условий обучающимся, чтобы они «научились учиться». Это

1) желание учителя поменять свое отношение к учебному процессу: стать наставником, консультантом, помощником, уйти от роли транслятора знаний;

2) широкий спектр активных методов обучения, которые можно использовать в зависимости от возрастного состава класса, количества детей и уровня  развития мыслительных операций;

3)родительская общественность, которую необходимо вооружить необходимыми знаниями, чтобы она стала помощниками своим детям, а не просто критиками  процесса обучения.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net