Материалы

Рассказывание притч – средство воспитания жизненных ценностей, нравственных понятий у детей на уроках самопознания

 

Лавник Фарида Вакильевна

КГУ "СОШ 46 г. Караганда"

учитель самопознания 

 

                      «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». 

Н.  Назарбаев.

          Οснοвοй деятельнοсти урока "Самопознание"- вοспитание нравственных качеств, направленнοсти личнοсти на сοциальные οтнοшения.

          Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у детей  во многом зависит от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит. Если мы посмотрим на структуру  урока самопознания, то увидим, что рассказывание историй, притч  -отдельный этап  урока: рассказывание истории (беседа). Подарок учителя.

 

Притча, рассказ, сказка, быль, миф – подарок, который учитель дарит детям.

          Жизнь даёт нам очень много разных историй. Рассказ в уроке играет огромную роль и имеет большую значимость для выявления внутренне присущих каждому человеку ценностей. Было время, когда рассказывание являлось почти единственным способом передачи знаний, методом обучения и воспитания, одним из главных развлечений. Фольклор, мифология, исторические книги, жизненные ситуации, притчи, сказки, басни, наследие великих учителей человечества - всё это может служить важными источниками воспитания жизненных ценностей, нравственных понятий у детей.

          Наряду с историями, сказками  идут и притчи, которые также помогут педагогу вовлечь учащихся в нравственно-духовную беседу. Что же такое притча? Притча-это история, поучение в примере. (Словарь В. Даля). Притча используется во всех культурах мира как способ передачи подрастающему поколению  многовековой мудрости  предков, т.к.  она  выполняет функции  хранения векового жизненного опыта, является носителемтрадиций.«В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств». Эти слова принадлежат писателюВладимиру Солоухину. Ценность притчи  в том, что в притче события не определены ни хронологически, ни территориально, чаще всего нет прикрепления к конкретным историческим именам действующих лиц.

          На уроках самопознания  через притчу  учитель  имеет  возможность    раскрывать основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения ( добро и зло, человек и мир),  показать  образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности т.к.притчи затрагивают самые различные темы:  о добрых делах, о сострадательности, о постоянстве, о причине зла, о трудолюбии, о рассудительности, о соблазнах, о долголетии, об умножении добрых качеств,  об оптимизме и др.

          Притчу  можно использовать вовсех классах, по каждой теме,  интегрировать самопознание в любой урок, использовать в работе с родителями.

          Свойства притчи: краткость (её прочтение, лучше  рассказывание, занимает немного времени); не требует доказательств; дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки;  не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, строится на сравнении;  предполагает мыслительную деятельность. Недосказанность, незавершённость в притчах  побуждает учащихся  к размышлению.

          Академик Д.С. Лихачёв отмечал, что притча единственный жанр, где в аллегорической форме преподносится нравоучение читателям, это как бы образное обобщение действительности. Притча говорит не о единичном, а об общем, постоянно случающемся.

          К рассказыванию притч  как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований.

          Учитель необходимо помнить что до начала рассказывания нужно подготовить учащихся к данному этапу, привлечь к себе особое внимание, обратиться к дисциплине в классе, создать атмосферу полного внимания и понимания.

Выбор рассказа, притчи, сказки:

  1. Выбирайте притчи в соответствии с общими представлениями и интеллектуальным развитием ребенка.
  2. Продолжительность притчи зависит от возраста слушателя. (Чем меньше возраст, тем меньше объем информации)
  3. Притча должна иллюстрировать и подчеркивать значение ценности, которой в данный момент учат,  служить той цели, к которой стремится учитель.
  4. Притча должна стимулировать способности к творчеству.

Техника рассказа:

-          Учитель должен уметь пересказать историю, не читая ее по книге, артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах. Повествование должно течь гладко, в необходимой последовательности, без пропусков важных событий и лиц.

-           Рассказчик должен приспосабливаться к уровню слушателей.

-          Чтобы притча дошла до сознания школьников и увлекала их, учитель должен не только в совершенстве знать и понимать ее, но она должна нравиться ему самому. Бесполезно рассказывать притчи, которые вас не трогают, которые вам безразличны, так как они не будут иметь большого воздействия на слушателей.

-           Пользуйтесь возможностями голоса, изменяя его громкость, тон и интонацию, чтобы помочь игре воображения учеников.

-          Наглядные пособия также помогут также помогут ребенку надолго запомнить притчу (картинки, слайды или фрагменты фильмов и т.д.)

-          И самое главное- учитель должен применять на практике все, чему он учит, в противном случае это никогда не будет убедительно для ребят.

          Во время рассказывания происходит процесс пробуждения, приобретения знаний, мудрости, ученики получают ролевые модели, примеры игр, при этом они учатся идти путем нравственности и морали. Используя притчи в своих уроках, можно эффективно проиллюстрировать, дать представление, понятие о той или иной человеческой ценности или какой – нибудь  практической стороне.

                      Способы использования притч на уроке самопознания различны: чаще всего - это обсуждение основной идеи и смысла. Важно остановиться на беседе, проводимой как перед, так и после рассказывания историй (притч), вовлекая ребят в духовно - нравственную беседу, посредством корректно- поставленных вопросов, направляющие ребят в необходимое русло. Притча всегда предполагает диалог с учащимися, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и   начинается её осмысление. Например:  в 5-х класса при изучении темы "Мир и согласие между людьми" учащимся предлагается притча "О гвоздях". В ходе  обсуждения  ситуации в притче  определяется  набор нравственных качеств человека в рамках ценности - ненасилие: терпимость, самообладание, не причинение зла другому человеку. 

          Одна и та же интересно  рассказанная  история вызывает у разных людей  разность взглядов, мнений и чувств. Групповая дискуссия. Она дает возможность учащимся "посмотреть на ситуацию со стороны, посмотреть глазами другого".При изучении темы  «Смотрю на мир, как на чудо…» из раздела «Мир и человек» в 11 классе  для групповой дискуссии предлагается  притча «Кого зовёшь, тот и приходит».  Слушая и прислушиваясь к другим, у учащихся  происходит  осмысление  о значении позитивного восприятия мира. Открытия, сделанные в группе, особенно ценны, т.к. они сделаны в присутствии и при поддержке значимых людей.

          В 10 классе  в разделе "Человек и общество"  есть тема "В семейном кругу". Для  раскрытия важного  закона нравственности: обязанность «чтить отца и мать»,  ответственности родителей и детей друг к другу используется  притча  "Корзину-то возьми".    В  процессе обсуждения выделяются символы и значения, используемые в притче: дом – семья, жизнь, опора, защита. Общечеловеческие ценности: семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным. Обсуждение заканчивается информацией для размышления: учащимся предлагаются пословицы и поговорки разных народов мира.

          На уроках самопознания не рекомендуют использовать притчи  с озвученной моралью, которая не оставляет сомнения в авторской позиции. Однако и  такие притчи можно  предложить для обсуждения. Ученикам на первом этапе предлагается только половина текста притчи, они должны написать своё продолжение,  затем  сравниваются варианты детей  с авторским вариантом.

          Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Иллюстрирование: предложить рисунки, картинки, фотографии. Формулирование вопросов  к притче. Выделение ключевых понятий. Рассматривание притчи с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли т.п.) - это неполный список форм работы с притчей на уроке самопознания. Хорошим дополнением для работы над притчей  является  видео иллюстрации  по мотивам притч.

          Абуль-Фарадж (1226—1286) сирийский деятель, писатель и учёный-энциклопедист называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

          Используя притчи, учитель  формирует у учащихся  ряд символов и образов, которые несут глубинный подтекст, направленный на формирование нравственных ориентиров. Важно не только  давать ученику   представления  о моральных нормах, но превращать их в ценности и мотивы поведения.            Притчи -это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, они прорастут и дадут всходы.

 

 

Литература:

 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана, 2013г.

2.Методика преподавания  дисциплины "самопознание " в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Алматы,2013.

3. Н.В. Логинова.  Роль притч в самоопределении личности учащихся в изучении предметов культурологической направленности.

4.АндрейЕлисов. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости.Издательство «Приволжье» Нижний Новгород 2009г.

5.Ресурсысайтов: http://pritchi.ru/, http://ru.calameo.com/read/,  http://bobek.kz/metodicheskie-osobennosti-urokasamopoznanie/.

6.Искусство рассказывания историй (притч) как способ вовлечения учащихся в процесс глубокой нравственно-духовной беседы. Размещено на http://www.allbest.ru/

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net