Материалы

ПРОГРАММА НДО «САМОПОЗНАНИЕ» ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Гродникова Н.В.

КГУ школа-лицей №101, г. Караганды

 

Лидер нации Н. А. Назарбаев в своем Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», отметил, что «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел» – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства» [1].

 

В статье Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее глава государства акцентировал внимание, что программа духовной модернизации – это ёмкая и уникальная генетическая программа идентичности и единства казахстанцев, должна передавать базовый формат наших духовных ценностей и стремлений из поколения в поколение. В нем связаны воедино вопросы экономики и политики, морали и веры, нашего видения Казахстана в глобальном мире [2].

Успех любой модернизации после экономической и политической, в первую очередь зависит от уровня духовного сознания. Духовная сфера – основа модернизации, основа предмета «Самопознание» поэтому духовное возрождение на сегодня главная и актуальная задача.

Особое духовное своеобразие Республики Казахстан – полиэтнокультурность, многоконфессиональность, и ее нравственные императивы, такие как доверие, традиция, толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания детей. Как подчеркнул Глава государства в своем послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие-эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях» Участие школы, осуществляющей духовно-нравственное и эстетическое воспитание, следует рассматривать, как важную актуальную составную часть всего комплекса воспитательной работы. Кроме того, процессы, происходящие сегодня в современном обществе, актуализируют потребность в личности, обладающей индивидуальным критическим мышлением, успешно осуществляющей работу с большими объемами информации, способной к самостоятельному приобретению знаний. В основе этих качеств лежат творческие способности индивидуума, его готовность к активному достижению качественного нового, нестандартного результата своей деятельности. В этой связи перед школой стоит задача организации таких форм работы и разработки такой методики, которые обеспечивали бы реализацию поставленных задач и находились в тесной связи с условиями семейного воспитания, углубляли бы и расширяли интеллектуальный кругозор детей, развивали художественно-эстетический вкус и помогали бы определять для себя жизненные ценности.

Среди позитивных факторов, позволяющих прогнозировать эффективную результативность духовно-нравственного и эстетического воспитания, следует отметить, прежде всего, создание позитивных факторов, позволяющих прогнозировать эффективную результативность духовно-нравственного и эстетического воспитания. На современном этапе в основу всех уровней образования заложена система ценностей программы «Мәңгілік Ел». Ее содержание направлено на формирование духовно-нравственных  качеств учащихся, казахстанского патриотизма, толерантности, укрепление светских ценностей.

В период стремительного развития страны у современных казахстанских детей и молодежи появились новые позитивные тренды: повышение мотивов к получению престижного образования, социальная активность, стремление к овладению новыми профессиями и ИКТ, коммуникативность, активизация межкультурного общения. Наблюдается повышение интереса к истории своей страны, культуре и традициям, духовному наследию своего народа, на основе которых происходит рост национального самосознания. Поэтому задача современной школы мобилизировать всю свою педагогическую деятельность через предметы и воспитательную работу на воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, ведь именно воспитание закладывает в молодежи духовно-нравственные ценности и качества, являющиеся основой их становления как личности.

Именно поэтому я, как учитель самопознания, обратилась к созданию проекта «Дорога к истокам», задачи которого тесно переплетаются с задачами программы, «Рухани жаңғыру», «Мәнгілік ел» и программой Нравственно-духовного образования, которая предусматривает организацию работы учащихся по проектам в рамках предмета. Т.е. здесь идет речь о его актуальности и значимости во всех как образовательных, так и воспитательных аспектах школы.

Идея данной авторской работы несет в себе огромный глубинный смысл в плане духовного возрождения, так как основными принципами являются: гуманистические принципы, принципы национального наследия и социальной активности, связь которых прослеживается в процессе работы над проектом. Идея проекта тесно связана с предметом «Самопознание», ибо данная инновационная дисциплина призвана выполнять ключевую роль в формировании ценностных ориентиров молодежи Казахстана.

Методология и методика преподавания самопознания нацелены на побуждение ребенка к самопознанию своих уникальных задатков. У каждого ребенка они обязательно наличествуют, в чем и видится автором Программы Сарой Алпысовной подлинный, а не ложный гуманизм образовательного процесса.

Автор Программы НДО «Самопознание» Сара Алпысовна в книге «Жемчужины Самопознания» отмечает: «Убеждена, что без подлинного возрождения духовной самобытности каждого из нас выздоровление человечества немыслимо. Мы должны вернуть в наш повседневный обиход такие бесценные качества человеческой натуры, как доброта, бескорыстная любовь, бескорыстная любовь, милосердие, терпение,всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может!» [3].

Практическим выходом проекта может служить изготовление продуктов труда и их реализация в социуме, посредством посещения детских домов, интернатов. Т.е. здесь мы осуществляем деятельностный процесс духовного возрождения, процесс изменения национального сознания, через общечеловеческую ценность праведное поведение. И, конечно же, любовь, которая пронизывает все общечеловеческие ценности. Проекту данной направленности должна предшествовать длительная работа в нравственно-духовном направлении: Из личного опыта работы хочется сделать акцент на взаимосвязи всех этапов проекта.

Главным направляющим звеном изначально был предмет «Самопознание», на уроках самопознание учащиеся расширили свои знания о понятиях духовное богатство человека, о духовное богатство народа, культурное наследие.

Также учащиеся познакомились с программой «Рухани жаңғыру» на классном часе в форме форума политических обозревателей. Эта форма позволяет с воспитательной и методической точки зрения раскрыть ораторские способности детей, совершенствовать культуру общения, реализацию лидерских качеств.

Кроме того, проект позволил расширить учащимся свои знания в области общенациональной программы. Здесь ученики обратились к изучению истории войлочного ремесла казахского народа и создали презентацию на данную тему, которую можно использовать на уроках художественного труда. Интересно, что дети собственноручно смогли прикоснуться к истокам древнего ремесла в процессе практики валяния войлока. Углубившись, таким образом, в изучение программы и наследие предков, ученики смогли определить для себя ценностные ориентиры, утвердить свою гражданскую позицию, понять свою социальную роль в обществе в свете общенародных задач.

На третьем этапе проекта можно сделать акцент на его гуманистической направленности. Изначально учащиеся выступили перед одноклассниками с призывом к доброте. На последующем этапе дети были ориентированы на реализацию полученных навыков и знаний через трудовую деятельность. Работа в творческой мастерской по изготовлению тумаров, предназначенных для детей из детских домов и интернатов, встреча с ребятами, проведение праздничной программы-знакомства, флешмоб и, наконец, понимания того, что творить добро и получать от этого огромное удовлетворение – вот настоящее счастье человека, вот его роль на земле, вот его долг. Вот это и есть  путь к решению вопросов о модернизации общественного сознания, посредством инновационных методов и форм воспитательной работы с учащимися.

Следующий рефлексивный этап работы над проектом позволил выявить степень реализации цели и задач проекта:

-       желание бескорыстно творить добро;

-       быть социально активным гражданином;

-       уметь определять свои духовные потребности;

-       быть патриотом своей малой Родины;

-       проявлять любовь к культуре своего народа.

Помимо всех методов и форм работы по проекту немаловажную роль играет незатейливая беседа с детьми при общении с ними. Здесь важно использовать метод сократической беседы, принцип майевтики. Т.е. все должно идти постепенно и ненавязчиво. Ибо обращение к истокам предков, и дальнейший процесс понимания значимости проекта, его практический выход (изготовление подарков и вручение ребятам из детского дома) и работа в нем должны идти от сердца к сердцу, желание познавать, творить должно исходить из глубины души, из патриотических и гражданских позиций личности.

В своей программе Президент страны нацеливает народ на сохранение исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие. Таким образом, посредством представленной формы работы можно достичь:

-       повышения социальной активности учащихся

-       раскрытие творческого потенциала учащихся, через организацию трудовой деятельности.

-       воспитание положительных качеств согласующихся с гуманистическими принципами программы нравственно-духовного образования: доброта, милосердие, уважение к историческому наследию предков, любовь, как главная созидающая энергия).

Проект в данном случае показал пример проявления самоактуализации личности. Говоря языком самопознания, сегодня важно уметь реализовать себя как высоконравственного, духовно богатого человека через ценность праведного поведения, посредством главной жизненной энергии любви, обретения внутреннего покоя, очищения сознания и прийти к высщей ступени духовности – ненасилию, как сладкого плода истины. А истина проста – «Адам бол»,как сказал великий Абай

В заключение хотелось бы сказать о том, что в современном обществе происходят огромные социальные преобразования и поэтому остро встает вопрос о месте и назначении человека в мире. Обществу нужен не человек разрушитель, а человек созидатель, отличающийся высокой степенью сознания, гуманностью, богатым духовным миром, глубокой эрудицией, умением создавать вокруг себя мир красоты.

 

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». 17 января 2014 г. //www.akorda.kz
  2. Н.А.Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» // Казахстанская правда, 13.04.2017 г., №71 (28450).
  3. С.А.Назарбаева «Жемчужины мудрости» // ЖШС РПБК «Дәуір», – 2017.– 78 с.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net