Материалы

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИЦ СРЕДНИХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Есинбекова Г.М.

КГУ СОШ №81

 

Актуальность темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. В послании Президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия-2050» подчеркивается: «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации» [1].

 

С этих позиций стратегической задачей развития физической культуры и спорта в Казахстане на современном этапе ставится освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающее укрепление здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи [1,2].

Вместе с тем современное состояние школьного образования характеризуется постоянным увеличением учебных нагрузок на фоне выраженного психо-эмоционального напряжения. низкой двигательной активности учащихся. Действие этих факторов в свою очередь ведет к систематическому нарушению основных элементов режима дня школьников: сокращаются средняя продолжительность сна, время пребывания на открытом воздухе и занятия физической культурой. Такая ситуация усложняется социально-экономическим положением в стране, снижением жизненного уровня населения, ухудшением экологической обстановки [3]. Все это создает предпосылки к развитию хронического утомления и переутомления, снижению показателей успеваемости, физического развития и, в конечном счете - снижению здоровья [4, 5]. Разрешение проблемы, связанной с ухудшением состояния здоровья учащихся, возможно в случае коренного изменения стратегии укрепления здоровья.

Принятая в Республике Казахстан новая концепция образования до 2020 года направлена на реализацию государственных задач по обеспечению «здоровья нации», в том числе государственного стандарта основного среднего образования по предмету «Физическая культура», в который одним из важнейших компонентов включена физическая подготовка школьников [6].

Поставленная задача может быть решена в образовании в соответствии с социально- экономическими преобразованиями нашего общества на основе использования теоретически обоснованных и экспериментально апробированных педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию физического воспитания подрастающего поколения.

Действующие в Казахстане государственные программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ предусматривают в первую очередь решение оздоровительных задач [7].

Анализ современных общепринятых школьных программ по физическому воспитанию показал, что сейчас пересматриваются цели, содержание, методики, формы урочных и внеклассных занятий. Одна из причин совершенствования школьных программ — излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся, их интересы, а также возможности школы [8].

В последние годы система школьного физкультурного образования в РК подвергается существенной модернизации, связанной с поиском оптимальных решений по реализации его основных требований. В частности, реальным шагом к решению проблемы повышения двигательной активности школьников явилось введение трёх обязательных уроков физической культуры в общеобразовательной школе и соответственно увеличение часов на предмет «Физическая культура» от 68 до 102-х часов в год. Однако до сих пор остро стоит вопрос - каким содержанием заполнить третий урок физической культуры. Соответственно выдвигается задача научного обоснования дополнительных средств вариативного компонента предмета, за счет которых должна увеличиться двигательная активность и подготовленность школьников, тем самым положительно влияя на решение в первую очередь оздоровительных задач физического воспитания.

В настоящее время ведется активный поиск путей реализации вариативного компонента программы на основе индивидуализации физического воспитания школьников. Однако этот подход часто ориентируется на технологии, имеющие целью достижение половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных. Вместе с тем индивидуально-ориентированная физическая подготовка как одна из форм организации и проведения учебно-воспитательного процесса позволяет не только учитывать характер двигательных способностей, возрастно-половые особенности развития школьников, но и предоставляет широкие возможности для развития двигательных способностей и интересов молодежи [9, 10, 11].

Рядом авторов было обосновано использование различных оздоровительных видов гимнастики в вариативной части программы физического воспитания школьников разного возраста. показано их положительное влияние на интересы, физическую подготовленность и здоровье учащихся [12, 13, 14]. Большую популярность среди детей и подростков приобрели новые и нетрадиционные виды двигательной активности: ритмическая гимнастика, танцевальная аэробика, гидроаэробика, степ-аэробика, стретчинг, пластика и танцы, атлетическая гимнастика, шейпинг, хатха-йога, ушу и др. [12, 56J.

В литературе освещен вопрос о позитивном влиянии средств различных видов гимнастики на физическое развитие, на физическую и музыкально-двигательную подготовленность, на повышение эффективности уроков физической культуры со школьницами [12, 57].

В качестве одного из эффективных средств физического воспитания девочек школьного возраста авторы выделяют оздоровительную аэробику [15, 16].

Аэробика - комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых под музыку. Она используется в оздоровительных и спортивных целях. Современная оздоровительная аэробика - это очень динамичная структура, которая постоянно обновляет арсенал используемых средств.

Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяет возможность эффективного развития выносливости, силы, гибкости, координации движений и других физических качеств [15, 87; 16, 65].

Не подлежит сомнению факт положительного влияния аэробики на состояние здоровья девочек школьного возраста (такие уроки способствуют снятию усталости, повышению сопротивляемости организма инфекциям, и т.д.). В процессе занятий развивается такое жизненно важное физическое качество как сила различных мышечных групп, а выполнение аэробных упражнений длительностью до 40 минут способствует развитию выносливости. Проработка отдельных суставов увеличивает их подвижность, а разнообразные по форме упражнения вырабатывают ловкость и координацию движений. С целью воспитания культуры движений, развития индивидуальных способностей и отличительных качеств девочек, девушек: пластичности, грациозности, утонченности, женственности, миролюбия - рекомендуется включать в содержание уроков физической культуры средства танцевальной направленности: аэробику, стретчинг, элементы спортивных танцев, шейпинг - хореографию. Показано, что повышение уровня физического состояния, укрепление здоровья и повышение интереса к урокам физической культуры школьниц возможно путем внедрения на уроках комплекса средств современных и нетрадиционных видов гимнастики с учетом физического состояния, мотивов, потребностей и интересов девочек-подростков к уроку физической культуры.

С другой стороны, специалистами отмечается, что в процессе онтогенеза сдвинулись сроки полового созревания, изменились сроки для оптимального развития двигательных качеств, в период полового созревания у девочек идет мощная перестройка двигательного аппарата, наблюдается несоответствие между усиленным ростом и силой мышц, снижается точность движений, наблюдается угловатость, неуклюжесть, значительно снижается двигательная активность девочек-подростков [12, 60]. Эти факторы актуализируют поиск путей оптимизации физического развития, здоровья девочек-подростков.

Вместе с тем физическое воспитание девочек в школах в основном строится стандартно, без учета их возрастно-половых особенностей: уроки физической культуры общей направленности, эпизодическое участие в соревнованиях, днях здоровья, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на переменах. Эти обстоятельства не позволяют девочкам, обучающимся в школе, реализовать свои потенциальные возможности для формирования физической культуры личности.

При этом если для общеобразовательных школ методика урока физической культуры в телом достаточно разработана, то вопрос методического сопровождения индивидуально- ориентированной физической подготовки девочек-подростков до настоящего времени остается недостаточно изученным.

Актуальность настоящего исследования определяется и тем, что в Республике Казахстан за последние 20 лет показатели здоровья, и соответственно уровень физической подготовленности школьниц различных возрастных групп имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствуют данные практики и научной литературы [2, 25].

Анализ научно-методической литературы, практического опыта по теме исследования позволил выявить противоречия:

Между современными требованиями к модернизации физической подготовки и качественным содержанием учебного материала вариативного компонента общеобразовательной программы по предмету' «Физическая культура» в школе.

Между педагогическими возможностями положительного воздействия современных и нетрадиционных видов гимнастики на детский организм и использованием их в практике физического воспитания девочек-подростков с целью формирования двигательных способностей на уроках физической культуры.

На основании анализа актуальности и противоречий выделена проблема, которая заключается в разработке и внедрении эффективных путей формирования двигательных способностей девочек среднего школьного возраста в условиях уроков физической культуры.

В связи с этим определилось направление нашего исследования, которое состоит в теоретико-экспериментальном обосновании использования средств оздоровительной аэробики для формирования двигательных способностей у девочек средних классов в рамках вариативного компонента на уроках физической культуры.

Научная новизна результатов исследования состоит в выявлении особенностей формирования двигательных способностей у девочек - подростков средствами оздоровительной аэробики, позволяющих уточнить технологию и методику физической подготовки, а также внести коррекцию в ее содержание на уроках физической культуры.

 

Список литературы

  1. Послание президента Республики Казахстан «Стратегия Казахстан-2050 - новый политический курс состоявшегося государства» от 15.012.12г. - «Казахстанская правда» - 2013. № 149-150.
  2. Адамбеков К.И., Кульназаров А.К., Касымбекова С.И.. Формирование основ физической культуры учащейся молодежи. Монография. Алматы, 2004. - 128с.
  3. Баранова А.А., Щеплягина Л.А. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей / Под ред. Баранова А.А., Щеплягиной Л.А. Ml, 1998.-331 с.
  4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьников / Под общ. ред. В.И.Ляха и Л.Е.Кофмана. М., 1993.
  5. Прокудин Б.Ф. Основы целеполагания предмета «физическая культура в школе» // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Тезисы докл.УЦ научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 1997. - С. 142.
  6. Закон об образовании от 27 июля 2007г.: Астана, Акорда.
  7. Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура» для 5-9 классов уровня основного среднего образования, htfp://nao.kz/loadei7froniorg/2/25
  8. Дубовой А. Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах общеобразовательной школы ^Автореферат дисс. канд. пед. Наук. К., 1998 - 162 с.
  9. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 2008 г.
  10. Сауткин М.Ф. О физической подготовленности молодежи в связи с акселерацией // Теор. и практ. физ. культуры. 2009. - № 7.
  11. Любомирский Л.Е., Чернов Ю.А. Медико-педагогические аспекты повышения двигательной подготовленности учащихся старших классов: Сб. науч. тр. - М., 2011.
  12. Ванина О.Г. Комплексное использование средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов: Автореферат дисс.... канд. пед. наук. 2002.
  13. Ломова О.А. Школьный клуб современных видов гимнастики / О.А.Ломова // Физическая культура в школе. 2002. - № 5. - С. 73-76.
  14. Чибисова, Т.В. Построение занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики с девушками 15-17 лет: автореф. дис. канд. пед. наук / Чибисова Т.В. - М., 2003.
  15. Крючек Е.К. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. - М.:Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.

 

 

 

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net