Материалы

Обновление содержания образования – веление времени

 

 

 

Шалухина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 16 г. Уральска ЗКО

 

Я работаю учителем русского языка и литературы более тридцати лет. Многое изменилось в мире и в нашей республике за эти годы, а сейчас и школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с введением Программы по обновлению содержания образования. Сейчас перед учителями очень отчётливо встали вопросы: «Как повысить качество знаний учеников? Как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?»

. Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и сделать это только самостоятельно не совсем правильно. Поэтому нам, педагогам, и предлагаются курсы повышения квалификации. Мне кажется, что курсы повышения квалификации дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но и позволяют встретиться с единомышленниками – людьми, искренне преданными своему делу, с безграничной любовью к своему предмету и ученикам.

     В феврале-марте 2018 года мне посчастливилось пройти обучение на курсах повышения квалификации при  АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПКПР ЗКО» в городе Уральске. Я очень рада, что попала в группу с такими замечательными педагогами города Уральска и Западно-Казахстанской области и таким высококвалифицированным тренером Зулкашевой Шынар Мулкаевной. Тренинги, проведённые в первые дни нашей учёбы Шынар Мулкаевной, позволили нам сдружиться и лучше узнать друг друга. А это очень важно в совместной работе! Открытость нашего тренера, её доброжелательность, позитивный настрой, необыкновенная тактичность – всё это каждый день вселяло в нас уверенность, что у нас всё получится.

      До прохождения курсов я часто задавала себе вопрос: «Как построить свою работу так, чтобы ученики на уроке стали активными, чтобы обучение приносило радость?». Ответы на многие вопросы я получила на этих курсах, когда сама превратилась в «ученика». До прохождения курсов я с опаской применяла работу в группах на уроке. А на курсах я ощутила на себе плюсы групповой работы: ответственность, когда я была лидером, внимательность, когда следила за временем, пыталась подсказать идеи, когда на меня возлагалась роль генератора идей. Я на самом деле убедилась в том, что групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества. Поэтому мы обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения. Всё это проходило под постоянным вниманием со стороны тренера. Шынар Мулкаевна успевала что-то подсказать, кого-то направить, а кому-то сказать слова поддержки. И день ото дня мы становились увереннее в своих высказываниях, в защите проектов, в рекомендациях коллегам. Мы сами, как и наши ученики, проделали огромную работу в группах: чертили схемы, создавали кластеры и фрагменты уроков по разным темам, опираясь на новую Учебную программу, разыгрывали сценки – всё это, я считаю, очень пригодится мне в дальнейшей работе.

     Учёба на курсах, общение с коллегами показало, что нам самим надо учиться мыслить нестандартно, креативно, чтобы «идти в ногу со временем». Для меня сначала было трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу, чтобы мои ученики стали успешными, я должна внедрять новые методы и приёмы в обучение. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой  в следующий раз сделать это лучше или по-другому, но чтобы при этом хорошо было моим ученикам.

      Изучив на курсах технику постановки вопросов при работе с текстом, сейчас я стала задумываться над тем, какую смысловую нагрузку  они несут, с какой целью они используются на уроке. Проанализировав свою работу до курсов,  сейчас я стала более внимательно относиться к задаваемым мною вопросам к тексту или по теме урока. Теперь при формулировке вопроса я стараюсь опираться на таксономию Блума. Ведь одно дело - понять смысл задания, а другое – применить эти знания на практике.

      Для меня настоящим открытием стало критериальное оценивание. До курсов я слышала, как учителя, работающие по обновлённой программе, говорили о формативном и суммативном оценивании, но что подразумевается под этими понятиями, я не знала и различий между ними не видела. Изучив особенности критериального оценивания на курсах, я поняла, что оно действительно помогает объективно оценить возможности  учеников. Только надо очень чётко и грамотно формулировать дескрипторы и критерии к заданиям, и тогда не будет вопросов о неправильно поставленной оценке. А отсутствие сомнения или вопроса об оценке – это и есть успех ученика, его желание лучше работать  на уроке, выполнить задание по своим силам и проявить себя на уроке. Использование различных видов оценивания сейчас позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу. До курсов я не всегда проводила рефлексию на уроке, оставляя время для выполнения заданий по уроку. После прохождения курсов я считаю это необходимым условием для организации эффективного обучения. Главный результат этой работы в том, что мы вместе с учениками пытаемся анализировать, что нам надо изменить на уроке, над чем поработать для улучшения результата.

      Считаю, что курсы повышения квалификации расширяют границы познания, подталкивают к постоянному росту и самосовершенствованию каждого педагога. Мы смогли не только выполнить программу обучения на курсах, но и сформулировали для себя новые цели для дальнейшего профессионального роста. Хотела бы выразить огромную благодарность организаторам курсов и лично Зулкашевой Шынар Мулкаевне за возможность самообразования, самосовершенствования, самореализации. Вы помогли мне открыть в себе скрытый потенциал, поверить в себя, наполнили меня новыми идеями и стремлением работать по-новому. Лично мне курсы по обновлению содержания образования понравились своей новизной, формой работы, своим содержанием. Они позволили мне получить огромный заряд энергии,             по-новому взглянуть на Программу по обновлению содержания образования и место учителя в нём.  Ведь качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более  в образовании, невозможны без формирования нового взгляда учителя на своё место и роль в учебном процессе. Без осмысления нами, учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании образования, новых форм оценивания с учётом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно.

                                                                                           

      

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net