Материалы

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Развитие профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации возможно при адекватном отборе содержания и технологий профессионального образования, основанных на осознании педагогами новой миссии педагога, создании образовательно-профессиональной среды для духовной и творческой реализации их индивидуальностей.

 

Проблема повышения профессиональной компетентности педагога, деятельность которого направлена на воспитание и развитие личности ребенка, - это важная социально-педагогическая проблема. Она находится на стыке ряда наук - педагогики, психологии, акмеологии, андрагогики, психологии профессионализма, т.к. понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Нурахметов Н.Н. называет несколько критериев хорошего педагога: «прежде всего, это человек, который любит детей; во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику; в-четвертых, человек в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела... Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность педагога, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель» [1, т.2, С.43].

Важной составляющей профессиональной компетентности педагога, на наш взгляд, является подготовленность к самостоятельному выполнению кон­кретных видов педагогической деятельности, умение решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. В.А. Мижериков под компетентностью понимает личностные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения благодаря наличию у него определенных знаний, навыков, умений [2, С.63].

Н.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности также связывает со спецификой деятельности педагога [3], при этом в качестве основных элементов педагогической компетентности Н.В. Кузьмина [3] выделяет следующие: методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность; специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

Т.А. Венедиктова в своей работе [4] приходит к выводу, что формирование профессиональной компетентности педагога должно вестись по трем направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности);

2) изменение личности субъекта (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект).

Вопрос о повышении профессиональной компетентности педагога особенно остро стоит сегодня, когда идет процесс модернизации образования, в основу которого положен компетентностный подход.

По мнению Г.Н. Прозументовой [5], «... на сегодняшний день система повышения квалификации является одним из самых мощных механизмов, консервирующих существующую систему образования, поскольку воспроизводит ключевой ресурс системы - человеческий (кадровый). Система повышения квалификации построена в ориентации на воспроизводство существующего состояния системы образования, включая, прежде всего, воспроизводство кадров».

На систему повышения квалификации решающее воздействие сегодня оказывают: глубокие социокультурные изменения в казахстанском обществе, связанные с процессами становления Казахстана как суверенного государства; кризисные явления в социально-экономической, социально-политической, духовной сферах, недофинансирование системы образования; попытки гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности; попытки создания государственно-общественной системы образования; поиск и реализация новой государственной и региональной образовательной политики, разработка проекта нового закона Республики Казахстан «Об Образовании»; комплексная реформа общего, среднего и высшего педагогического образования, переход к многоуровневости системы образования, становление новых форм подготовки и повышения квалификации педагогов; взаимодействие и взаимообогащение международного и отечественного (государственного и регионального) опыта модернизации системы образования.

Задача формирования педагога новой формации с высоким уровнем профессионализма и компетентности не может быть в полной мере решена стандартными методами. Важной стала проблема развивающихся технологий, активных форм и методов обучения, личностно-ориентированного подхода к организации повышения квалификации работников образования.

Таким образом, значительная часть обучающихся на курсах в ИПК была представлена педагогами в возрасте - 45 лет; 60,5% педагогов имеют стаж работы от 15 до 20 лет, это зрелые в профессиональном отношении специалисты.

Диагностический этап осуществлялся в течение первых двух дней обучения и состоял из следующих частей: а) выявления целей, потребностей, желаний, проблем и затруднений педагогов (специальное организационно-диагностическое занятие обеспечивает введение педагогов в программу курсов повышения квалификации); б) самодиагностика профессиональной компетентности; в) дифференциации обучающихся в различные группы на основании результатов диагностики затруднений.

Педагогам было предложено провести самооценку уровня сформированности профессиональных умений, уровня развития профессиональных знаний и профессионально-значимых качеств собственной личности.

По результатам самодиагностики педагогам предлагалось осмыслить зависимость успешности педагогической деятельности от уровня развития профессиональной компетентности и выделить резервы и тенденции оптимизации взаимодействия с учащимися, связанные с расширением знаний и умений в области психологии и педагогики. В результате достигалась оптимизация потребностей в профессиональных изменениях и повышается личностная мотивация обучения.

Представленные данные показывают, что среди причин, побуждающих педагогов к повышению квалификации наиболее важными являются: «подготовка к аттестации, получение более высокого разряда» - 25,1%, «для общего развития» - 24,9%. Следующими по важности являются: «желание расширить знакомство с передовым педагогическим опытом» - 10,5%, «обмен опытом» - 6,7%, «необходимость повысить свою профессиональную компетентность» - 6,6%, «реализация потребностей самоутверждения» - 6,0% и «повышение своего культурного уровня» - 6,0%.

Большинство педагогов в качестве главных ожидаемых результатов отметили возможность получения посещения различных организаций образования с целью заимствования отдельных наработок, схем, обмен профессиональным опытом, общение с компетентными людьми, а также получения конкретных рекомендаций по отдельным проблемам организации учебно-воспитательного процесса. Данные результаты свидетельствуют о том, что в большей степени специалисты были сориентированы на получение готовых рекомендаций, и получение новых теоретических знаний не представлялось для них столь же важным результатом обучения. На наш взгляд, это связано с традиционным представлением об обучении как о передаче и усвоении определенного количества информации, основная часть которой часто незначима или малозначима для учащихся. Свое обучение на курсах повышения квалификации многие педагоги воспринимают, как возможность изучить, а затем и перенять опыт других учителей, педагогических коллективов и отдельных педагогов для переноса в практику собственной работы. В то же время необходимо отметить, что как наименее значимые оцениваются результаты «совершенствование методики преподавания», «возможность увидеть свои действия со стороны» и «освоение новых технологий преподавания». Педагоги, по их общему мнению, не нуждаются в совершенствовании методики преподавания и эффективного взаимодействия с коллегами. Объяснить последнее можно несформированностью потребности увидеть свои действия со стороны и проанализировать их.

Результаты первичной самодиагностики педагогами собственных профессиональных знаний говорят о средней их оценке. Так, 47% педагогов экспериментальной группы при первичной самодиагностике оценили собственные знания максимально высоко, 43% педагогов оценили свои знания как недостаточные для работы. Такая же картина наблюдалась и в контрольной группе (46% и 44% соответственно).

Таким образом, ориентиром совершенствования современной системы повышения квалификации выступают: разработка модели управления профессиональным развитием педагога на всех уровнях; организация работы системы подготовки и повышения квалификации по принципу современного кадрового агентства; переориентация системы на поддержание социальной мобильности; разработка новой концепции квалификации и новых квалификационных характеристик специалиста в сфере образования, ориентированных на включение в инновационные процессы (процессы развития). Для того чтобы обозначить основные подходы к повышению квалификации педагогов нами были проанализированы функции системы повышения квалификации педагогических работников  в целом, определена суть происходящих в ней изменений, прежде всего, на уровне целей и содержания педагогического процесса в современных организациях системы повышения квалификации.

 

Хасенова Г.О.

 

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР г. Караганда

 

 {jcomments on}

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж