Материалы

Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Волокитина Д.Д.

Учитель английского языка

КГКП  ясли-сад «Снегурочка» г. Шахтинск

 

Для Республики Казахстан трехъязычие является не  вынужденной необходимостью, а естественной потребностью, так как наша страна относится к международным лидерам по количеству национальностей проживающих в ней.

      На сегоднешний день  английский язык , стал обязательным компонентом обучения в большинстве дошкольных образовательных учреждений, наряду со школами. Не оспорим тот факт, что раннее обучение иностранному языку, в частности английскому, способствует формированию у ребенка интереса к языковому и культурному многообразию мира, воспитывает уважительное отношение к культуре и традициям народов мира.

 

Обучение иностранным языкам с раннеговозраста, на сегодняшний день считается весьма продуктивным. У маленького ребенка маленькие речевые потребности. Перед дошкольником не стоит задачи решать сложные и разнообразные коммуникативные задачи, а значит, изучая иностранный язык, он не ощущает тот языковой барьер, который свойственен взрослому. Чувство успеха от достижений и побед дошкольник испытывает  ярче, чем ребенок старшего возраста. Стоит отметить, что у маленьких детей отлично развита долговременная память, ребенок обладает способностью  запоминать языковой материал целыми  ”блоками”, которые надежно, при условии их регулярного повторения и использования, остаются в его памяти. Лучшим способом для реализации данного процесса обучения является игра.

Игра для ребенка является ведущим видом деятельности, а так же способом познания, способом формирования мировоззрения на окружающий его мир. При обучении английскому языку с помощью игры,  можно достичь развития у детей произвольного внимания, повысить их учебную мотивацию, помочь дошкольнику в быстром запоминании английской лексики, а так же развивать его языковую догадку.

 Секрет успешности обучения детей дошкольного возраста заключается в  эмоциональной окраске изучаемого материала и всего процесса обучения в целом. Результат  работы может появляться постепенно, а парой становится весьма неожиданным [1, c. 24].

Немаловажную роль играет  интерес ребенка, точнее его заинтересованность,  поэтому заинтересовать - значит увеличить шансы успеха. Поэтому процесс изучения английского языка, должен вызывать высокую мотивацию учащихся, стимулировать активность дошкольников. Помочь педагогу в решении данного вопроса может сочетание традиционных методов обучения и использовании мультимедийных технологий. 

На сегодняшний день мультимедийные технологии многообразны по своей форме, педагогу предоставляется широкий выбор, зависящий от поставленных целей и задач обучения на определенном этапе.

Для начала необходимо определить значение термина «мультимедиа».

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Наш детский сад  оснащен интерактивной доской, которая активно  используется во время организованной учебной деятельности по английскому языку.  Опыт работы с данным техническим средством показал, что  такие занятия  позволяют педагогу активно вовлекать большее количество детей в учебную деятельность,  повышать мотивацию к обучению, учитывать принципы наглядности,  поддерживать творческую активность учащихся, способствовать разностороннему развитию личности ребенка.

Данная технология позволяет  представлять информацию в различных формах, делает ее более доступной для понимания детей, в некой мере компенсирует  отсутствие естественной иноязычной языковой среды, а так же позволяет  выполнять различные виды упражнений, заданий, осуществлять групповую и индивидуальную работу с дошкольниками. [2]

В качестве программного обеспечения в работе с интерактивной доской учителем английского языка ясли - сада «Снегурочка» используется программа «Active Inspire», возможности которой позволяют работать во время занятия не только в режиме пассивного просмотра презентаций, но и в режиме активного участия самих детей. Детям  дается возможность, при помощи электронной ручки, выполнять различные манипуляции во время выполнения того или иного упражнения или задания, а учителю возможность контролировать, программировать и модулировать процесс обучения «онлайн», учитывая различные нюансы и психологические особенности дошкольников.

Программа «Active Inspire» дает возможность преподавателю, при подготовке к занятию создавать «флипчарт», который является в какой-то степени аналогом презентации в программе «Power Point», но возможности  программы «Active Inspire» намного шире и адаптированы именно для работы с интерактивной доской, а так же отвечают многим педагогическим потребностям.   Во время создания флипчарта педагог учитывает психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, применяет разнообразные методические и дидактические средства. Можно использовать различные  фонетические упражнения, картинки, изображения, которые раскрывают содержание текущей лексической темы, так же есть возможность импортировать в флипчарт видео ролики, с помощью которых можно разнообразить выполнение физминуток, разучивания песен на английском языке, просматривать обучающие видео, мультфильмы. Источником для всего вышеперечисленного могут служить различные интернет ресурсы, учебные программы, пособия.

Особенным преимуществом работы с интерактивной доской, с использованием программы «Active Inspire» является то, что педагог может сам создавать дидактические игры, реализующие  различные развивающие и учебные задачи.

В числе  основных задач, которые решает учитель в процессе организации и проведения игры на интерактивной доске, является непосредственно обучающая задача, заключающаяся в закрепление, повторение изученного лексического или грамматического материала. Так же особую значимость имеет воспитательная задача, роль которой состоит  в создании в процессе игры для дошкольников условий для обретения значимого для них опыта социального поведения.

Под интерактивной игрой мы понимаем совместно организованную педагогом и детьми  познавательную деятельность социальной направленности. Во время такого вида работы  дети не только узнают и закрепляют учебный материал, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Варианты интерактивных игр, которые используются учителем английского языка в нашем детском саду, многообразны по форме и содержанию, однако способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  • Отбор преподавателем  лексического и грамматического материала, который необходимо закрепить, либо повторить с детьми и на основе которого будет построена игра.
  • Знакомство детей с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую им предстоит достичь. Проблема и цель задания должны быть чётко и доступно сформулированы учителем, для того чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности происходящего, поэтому задания как правило не должны быть сложными.
  • Дошкольников информируют о правилах игры, дают им чёткие инструкции.
  • Во время игры дети  взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели, что дает возможность организовать игру в различной форме как индивидуальную, так и  групповую, можно смешивать  данные виды работы. Задача педагога, помогать в затруднительных ситуациях и корректировать действия учащихся.
  • По завершению игры обязательно подводятся итоги. Рефлексия должна заключаться в анализе эмоционального и содержательного аспектов.

Не стоит забывать о том, чтобы дети получали эмоциональное удовлетворение от игры, поэтому интерактивные игры должны отличаться по форме и содержанию, а не создаваться на основе одного «испытанного» шаблона, при этом дублирование игр, получивших особенный положительный отклик у детей, периодически  приветствуется.

При модулировании интерактивной игры не следует забывать о принципе наглядности, а так же принципах эстетического воспитания. Все графические изображения должны быть яркими, красивыми, четкими. Игра должна давать ребенку возможность ощутить свою значимость и самостоятельность, например, игры, в которых ребенок переносит при помощи электронной ручки картинки животных, фруктов в верный сектор на доске. Так же интерактивная игра позволяет стимулировать интерес детей, создавая сюрпризные моменты, при помощи приемов «волшебный мешок (сундук)», из которого дошкольники вытаскивают картинки или предметы, относящиеся к изучаемой лексической теме. Очень интересным является приемы программы   «Active Inspire» - «волшебная лупа» и «волшебные чернила», которые позволяют скрыть временно не нужные объекты на доске, проявить намеренно скрытые.

Данная технология позволяет повысить мотивацию детей к изучению английского языка и сделать занятие ярким и насыщенным.

 

Список литературы

  1. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников [текст]. – М.: ВАКО, 2008.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Зубрилина, И.В. Использование интерактивной доски на уроках английского языка / И.В. Зубрилина, - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=3374, свободный.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net